Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как судебный пристав запрашивает сведения в банках об открытых счетах

Как судебный пристав запрашивает сведения в банках об открытых счетах

Как судебный пристав запрашивает сведения в банках об открытых счетах

О порядке предоставления налоговыми органами взыскателю информации о расчетных счетах должника

Дата публикации: 03.09.2014 13:30 (архив) В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. С целью исполнения судебного решения заинтересованное лицо (взыскатель) обращается в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о расчетных счетах своего должника.

В данном случае взыскателю необходимо учесть следующее. Согласно пункту 2 статьи 102 Налогового Кодекса Российской Федерации сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами – исполнителями и взыскателями, отнесены к конфиденциальной информации, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции.

Суть ее в том, что судебный пристав – исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа.

Учитывая вышеизложенное взыскатель может получить информацию от налоговых органов в отношении счетов должника только при обращении в налоговые органы с соответствующим запросом с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю.

При этом стоит отметить, что копия исполнительного листа, представляемая в налоговый орган взыскателем одновременно с запросом на получение информации о банковских счетах должника, должна быть заверена нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист. При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

Поделиться:

Может ли налоговая предоставить сведения о счетах должника?

Добрый день. Вопрос такой. Я взыскатель (физическое лицо). Имею на руках исполнительные листы по трем должникам (три ООО).

Это фирмы в которых я ранее работал, потом судился, потом выиграл суд, теперь хочу получить свои законные выигранные деньги. Попробовал взыскать с них долг через банк — исполнительные листы вернули через 2 мес. с отметкой о закрытии счетов должников (по заявлению клиента).

Соответственно исполнительные листы неисполнены.

Сделал вывод о том, что должники открыли счета в другом банке (т.к. фирмы ныне работающие, далеко не банкроты!). Могу ли я как взыскатель через налоговую инспекцию узнать данные о счетах этих фирм? Если да, каков порядок моих действий? Спасибо 19 Декабря 2016, 13:13, вопрос №1478647 Илья, г. Санкт-Петербург 389 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (7) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 13512 ответов 4758 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.

Санкт-Петербург 389 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (7) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 13512 ответов 4758 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Добрый день. Да, Вы, будучи взыскателем можете запросить эту информацию в налоговой — Вам нужно направить туда соответствующий запрос и попросить предоставить информацию о счетах.

Статья 69 ФЗ Об исполнительном производстве Порядок обращения взыскания на имущество должника1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.1.1.

Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)») порядке.2. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.3.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.8.

Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.(в ред.

Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ)9.

У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.10.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

19 Декабря 2016, 13:18 0 0 3821 ответ 1443 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт

Здравствуйте, Илья! Если ваши должники (ООО) существуют, у них есть имущество и счета в банках, то полномочия узнать эти сведения есть у службы судебных приставов-исполнителей, куда вам нужно обратиться с исполнительным документом.

Согласно закону «Об исполнительном производстве», N 229-ФЗ от 02.10.2007 ст. 33 2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.3.
33 2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.3.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.ст.

64 1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;2) запрашиватьнеобходимые сведения, в том числе персональные данные, у физическихлиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;…8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;…10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;ст.683.

Мерами принудительного исполнения являются:1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;ст.

69 8.Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим срокомпредъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.9.

У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.10.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учетправ на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы иорганизации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. 19 Декабря 2016, 13:19 0 0 получен гонорар 50% 4565 ответов 1935 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
19 Декабря 2016, 13:19 0 0 получен гонорар 50% 4565 ответов 1935 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Красноярск Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день!

В силу ч. 8,9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» 8. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.9. У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.Согласно п.

5 письма ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469 при обращении взыскателя с заявлением о получении информации, предусмотренной пунктом 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, при наличии у него копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, заверенного в установленном порядке (судом), налоговые органы представляют взыскателю информацию о наименовании, ОГРН и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.Таким образом, Вы можете запросить информацию о счетах должника в налоговой 19 Декабря 2016, 13:20 0 0 2127 ответов 656 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Саратов Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Илья!

Да, можете! Есть разъяснения на этот счет приведенные Минфином, а также этот вопрос отражен в Законе об исполнительном производстве (ст. 69). Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 октября 2015 г.

№ 03-02-08/61403 О предоставлении взыскателю налоговыми органами сведений2 декабря 2015 Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если не предусмотрено иное.Законом об исполнительном производстве установлено, что налоговые органы, органы, осуществляющие госрегистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении этих сведений.Перечень сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, установлен Законом об исполнительном производстве.Исходя из сложившейся арбитражной практики, данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. 19 Декабря 2016, 13:21 0 0 1449 ответов 352 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день!

Да, узнать можно, подав соответствующее заявление. чЧ8 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ предоставляет взыскателю возможность обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему имеющихся у налогового органа сведений о банковских счетах должника (это, в частности, сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, а также о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте).Налоговый орган обязан предоставить сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч. 10 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Для получения этих сведений в налоговый орган необходимо подать соответствующее заявление (запрос).

К заявлению необходимо приложить оригинал исполнительного листа либо его надлежащим образом заверенную копию (нотариальная копия либо заверенная судом, выдавшим исполнительный лист). Подробнее на Если у Вас есть электронная подпись, то этот запрос можно направить через официальный сайт ФНС 19 Декабря 2016, 13:22 0 0 получен гонорар 50% 2273 ответа 890 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Запросить данные по открытым счетам должника Вы вправе, направив заявление по след.основаниям: Федерального закона«Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ: 8.

Если сведений о наличии у должника имуществане имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения уналоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава.
При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений. Письмо Федеральной налоговой службы от 11 июня 2009 г. N МН-22-6/469 «О предоставлении информации» 5.

По запросам взыскателя при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ).Пунктом 8 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 указанной статьи.

При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации обязаны представлять запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.При этом указанным законом не предусматривается определение порядка представления налоговыми органами информации взыскателю.Кроме того, данный закон не конкретизирует, какая именно информация представляется налоговыми органами, а какая — банками и иными кредитными организациями.На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Федеральный закон N 149-ФЗ) гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации (в данном случае Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы), которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени Российской Федерации) при осуществлении своих прав обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц, а также ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.Из пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сведения о счетах организаций относятся к налоговой тайне, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.В связи с изложенным, при обращении взыскателя с заявлением о получении информации, предусмотренной пунктом 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, при наличии у него копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, заверенного в установленном порядке (судом), налоговые органы представляют взыскателю информацию о наименовании, ОГРН и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.
Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации обязаны представлять запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.При этом указанным законом не предусматривается определение порядка представления налоговыми органами информации взыскателю.Кроме того, данный закон не конкретизирует, какая именно информация представляется налоговыми органами, а какая — банками и иными кредитными организациями.На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и защите информации»

(далее — Федеральный закон N 149-ФЗ) гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации (в данном случае Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы), которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени Российской Федерации) при осуществлении своих прав обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц, а также ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.Из пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сведения о счетах организаций относятся к налоговой тайне, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.В связи с изложенным, при обращении взыскателя с заявлением о получении информации, предусмотренной пунктом 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, при наличии у него копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, заверенного в установленном порядке (судом), налоговые органы представляют взыскателю информацию о наименовании, ОГРН и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника. ГАРАНТ.РУ: Прикрепляю образец заявления ниже.

Но не особо рассчитывайте на получение ответа с налоговой в течение указанных 7 дней.

В прошлом году делала запрос от организации в налоговую, по сей день ответ идет. Поэтому считаю направить такое заявление считаю не лишним, но чтобы не терять времени, подайте исп.листы судебным приставам, они также делают запросы по банкам, возможно это они сделают быстрее чем получите ответ Вы. А далее, если ответ Вы так и не получите, а приставы получат ответ на запросы, либо они произведут взыскания, либо Вы можете забрать исп.листы и подать их в Банки по имеющимся из запроса данным.

19 Декабря 2016, 13:38 0 0 2271 ответ 929 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Иванов Иван Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 929отзывов
  2. 2271ответ

Добрый день, Илья! Не смотря на имеющуюся у вас возможность самостоятельно запросить сведения в налоговой, а так же самостоятельно предъявить в банк исполнительный лист для исполнения, я бы вам всё же посоветовал направить исполнительный лист в службу судебных приставов для взыскания задолженности в рамках исполнительного производства.

В этом случае пристав самостоятельно сможет сделать все запросы, в том числе и в банки напрямую, а при обнаружении счетов направить во все банки, где будут счета ваших должников постановление о наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства. Вы же сможете предъявить исполнительный лист только в один банк.

При этом нет гарантии, что на момент предъявления ИЛ на счету будет достаточно средств, а ваш должник, узнав что счёт арестован может перевести обороты в другой банк, открыв новый счет, и вам придётся всё повторять по новой. Приставы в этом смысле могут действовать более оперативно, не ограничиваясь только одним счётом. Минусы в работе с приставами тоже есть, но все же если вы точно не располагаете информацией открытых должником счетах и наличием на них средств, то лучше взыскивать долг через исполнительное производство.

Удачи вам! 19 Декабря 2016, 14:19 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 07 Декабря 2016, 00:19, вопрос №1465264 31 Марта 2016, 17:55, вопрос №1202870 08 Января 2017, 21:31, вопрос №1493610 20 Июня 2017, 12:47, вопрос №1672828 09 Августа 2013, 12:24, вопрос №163594 Смотрите также

Банковская тайна. Предоставление сведений государственным органам

Уважаемые клиенты!

Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны: по договору; помощь в правовом анализе и разработке ; необходимо (отзыв на исковое заявление), претензию, иные документы; для защиты Ваших прав в суде; нужно подать или надзорную жалобу на решение суда; иные . Самостоятельно разобраться в данном вопросе Вам поможет следующая статья: В течение 2007 г.

дважды вносились изменения в ст.

26 Закона «О банках и банковской деятельности», регулирующую вопросы предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

В каких случаях требование государственных органов к кредитным организациям предоставить такого рода сведения является правомерным? Так, изменения ст. 26 указанного Закона сводятся к следующему: 1) перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, дополнен органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц; 2) уточнено, что органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, такие сведения предоставляются с согласия руководителя следственного органа, а не с согласия прокурора, как предусматривала ранее действовавшая норма Федерального закона. Рассмотрим, какие положительные и отрицательные стороны несут данные изменения.

Проблемы правового регулирования банковской тайны в решениях Конституционного Суда РФ В последние годы проблемы правового регулирования банковской тайны неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в результате чего были выработаны конституционно-правовые подходы к определению и содержанию банковской тайны, ее правовой природе, пределам отступлений от банковской тайны.

Так, из решений Конституционного Суда РФ можно вывести следующие определения, касающиеся банковской тайны. 1. Банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования Закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются Законом.

2. Банковская тайна, будучи по своей природе и назначению публично-частным правовым институтом, служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией РФ интересов физических и юридических лиц. 3. Закрепление в Законе отступлений от банковской тайны — исходя из конституционного принципа демократического правового государства, обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать их баланс в законодательстве и правоприменении, верховенства Конституции РФ и ее высшей юридической силы, свободы экономической деятельности и свободного предпринимательства — не может быть произвольным. Такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав.

Иными словами, указанные отступления не должны ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ целей защиты основ конституционного строя РФ, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.

Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции РФ целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. Перечень государственных органов, имеющих право доступа к банковской тайне Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках).

Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом. Статьей 26 Закона о банках установлен исчерпывающий перечень государственных органов, которым банки обязаны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.

В зависимости от того, к какой категории клиентов относятся такие сведения (к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или к физическим лицам), различают и перечень государственных органов, имеющих к ним право доступа.

О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

внесены изменения в ст.

26 Закона о банках в части дополнения перечня государственных органов и должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, возлагаются на судебных приставов. Порядок истребования судебными приставами-исполнителями в банках сведений, составляющих банковскую тайну, а также объем таких сведений и срок их предоставления банками установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (вступил в силу 01.02.2008).

Из ч. 2 и 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об » следует, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций исходя из размера , то есть размера, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены следующие сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

На банки и иные кредитные организации возложена обязанность предоставлять запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Статья 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также содержит требование о том, что судебный пристав-исполнитель запрашивает у банков и иных кредитных организаций необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава.

Из приведенного положения следует, что поступивший в банк запрос судебного пристава-исполнителя должен содержать разрешение старшего судебного пристава на истребование сведений, составляющих банковскую тайну.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает обязанность банков при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства должника сообщать судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету (п. 3 ст. 81). Следует отметить, что судебный пристав-исполнитель вправе запросить у банка сведения о движении средств по счетам клиента только за период, ограниченный тремя годами, предшествующими дате такого запроса.

Как справедливо указывается в Постановлении ФАС Московского округа от 27.08.2007 N КА-А40/8260-07, «согласно требованиям гражданского законодательства любое взыскание может быть произведено в пределах общего трехгодичного срока исковой давности. Поэтому требование о предоставлении справки о движении денежных средств по счету с момента открытия счета, который мог быть открыт много лет назад, не основано на законодательстве». Отметим то обстоятельство, что еще до внесения изменений в ст.

26 Закона о банках в части включения органов принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, право судебных приставов-исполнителей запрашивать и получать в банках такие сведения было подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П. В указанном Постановлении Конституционного Суда РФ отмечается, что взаимосвязанные положения п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему — в связи с исполнением им постановления суда — сведений о денежных вкладах физических лиц, в их конституционно-правовом истолковании означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения — в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

Если до принятия Конституционным Судом РФ указанного Постановления не признавали за судебными приставами-исполнителями право запрашивать и получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, то после его принятия изменилась. Так, согласно п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77

«Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»

судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов — должников, в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом.

Таким образом, законодатель, дополнив на основании Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, на законодательном уровне закрепил уже сложившуюся на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П практику, согласно которой судебные приставы-исполнители запрашивали и получали у банков такие сведения. О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа Федеральным законом от 24.07.2007 N 214-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «

О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 26 Закона о банках, согласно которым справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитными организациями органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия руководителя следственного органа.

Ранее действовавшая редакция ч. 2 ст. 26 Закона о банках предусматривала предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия прокурора. Указанные изменения, внесенные в ст.

26 Закона о банках, явились результатом практической реализации концепции разделения в деятельности прокуратуры РФ функций надзора и функций следствия, в том числе создания Следственного комитета при прокуратуре РФ. В деятельности кредитной организации при анализе запросов органов предварительного следствия может возникнуть вопрос о том, какие должностные лица осуществляют полномочия руководителя следственного органа. В ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа определяется как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов существующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти). Таким образом, органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у банков справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц только при соблюдении двух условий: 1) по возбужденным , находящимся в их производстве; 2) с согласия руководителя следственного органа.

Органами предварительного следствия может осуществляться доступ к документам, содержащим сведения, составляющие банковскую тайну (расчетные документы, банковские карточки, кассовые документы, договоры на расчетно-кассовое обслуживание, выписки из банковских счетов клиентов, другие документы, в том числе содержащиеся в юридических делах клиентов), в результате проведения такого следственного действия, как выемка.

Но для проведения выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, согласия руководителя следственного органа будет недостаточно, в этом случае необходимо также судебное решение.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

Согласно ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Необходимость принятия судебного решения распространяется и на другие следственные действия, если их результатом является изъятие предметов и документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну. В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О отмечается, что требование о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, только на основании судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации. Судебное решение в подобных случаях принимается вне зависимости от того, оформляется их изъятие как результат выемки, проводимой в порядке ст.

183 УПК РФ, или как результат какого-либо иного действия (в том числе обыска), направленного на обнаружение и изъятие именно таких предметов и документов. Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О представляет интерес для кредитных организаций также в связи с тем, что в нем перечислены случаи, когда кредитные организации не обязаны при проведении выемки или других следственных действий передавать органам следствия документы, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну: — выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; — выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; — вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу. Следует отметить, что ч. 7 ст.

115 УПК РФ предусматривает обязанность руководителей банков и иных кредитных организаций предоставлять информацию о денежных средствах и иных ценностях, на которые наложен арест, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Такая информация может быть предоставлена только по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения.

О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений Согласно ч. 3 ст. 26 Закона о банках в соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

При этом следует отметить, что законодательством РФ, в том числе Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ) «О милиции», Налоговым кодексом РФ, содержащим гл.

6 «Органы внутренних дел», не предусмотрены случаи и порядок предоставления кредитными организациями таких сведений органам внутренних дел.

В условиях отсутствия соответствующего законодательного регулирования органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений самостоятельно устанавливают в запросах объем подлежащих предоставлению им сведений, составляющих банковскую тайну, а также порядок и сроки их предоставления.

В плане права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, указанные государственные органы находятся в более выгодном положении, чем, например, органы предварительного следствия, которым такие сведения могут быть предоставлены только при соблюдении установленных законодательством условий, о чем указывалось выше. По нашему мнению, случаи и порядок предоставления кредитными организациями сведений, составляющих банковскую тайну, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений должны быть регламентированы на законодательном уровне. При этом в целях исключения злоупотребления правом доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, целесообразно установить, что такие сведения предоставляются указанным органам только с согласия прокурора.

О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам Большинство запросов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, поступают в кредитные организации, как правило, из налоговых органов.

Согласно п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. При этом п. 2 ст. 86 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда указанная информация может быть запрошена налоговыми органами: — в случаях проведения мероприятий налогового контроля; — после вынесения решения о по налогам; — в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Статьей 135.1 НК РФ установлена налоговая ответственность банков за непредставление документов, запрашиваемых налоговым органом в соответствии с п.

2 ст. 86 НК РФ, — взыскание штрафа в размере 10 тыс.

руб. За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена также административная ответственность (ст.

15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Пункт 3 ст. 86 НК РФ предусматривает, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.

Указанные формы и порядок утверждены Приказами ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ и от 30.03.2007 N Как разъясняется в п. 3 Письма ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@

«Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля»

, в случае предоставления налоговым органом запросов в банк по форме, отличной от утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@, такой запрос в силу положений ст.

86 Кодекса не может быть признан запросом о наличии счетов в банке (запросом об остатках денежных средств на счетах, запросом о предоставлении выписок по операциям на счетах) и, соответственно, исполнению банком не подлежит.

В свою очередь, в случае предоставления банком в налоговый орган информации по форме, отличной от установленной Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@, соответствующий запрос налогового органа не может считаться исполненным.

В Письме ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ отмечается, что при составлении запросов мотивировочная часть запросов должна быть заполнена налоговым органом в строгом соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса и Приказом ФНС России от 05.12.2006 N При этом обращается внимание на то обстоятельство, что в мотивировочной части запросов недопустимо указание таких оснований, как отсутствие налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства), непредставление налоговой декларации, невыполнение требования об уплате налога, и иных обстоятельств, не предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ и указанным Приказом ФНС России.

На право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля, указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 135.1 НК РФ. же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.

В практике банков встречаются случаи, когда налоговые органы запрашивают у них на основании п. 2 ст. 86 НК РФ одновременно с выписками по операциям на счетах налогоплательщика копии расчетных документов, являющихся основаниями для проведения указанных в выписке операций.

За непредставление запрашиваемых документов налоговые органы привлекают банки к ответственности, предусмотренной ст.

135.1 НК РФ. Такие действия налоговых органов, по нашему мнению, являются неправомерными по следующим основаниям. Во-первых, п. 2 ст. 86 НК РФ предусматривает обязанность банков выдавать только два вида документов: справки о наличии счетов в банке и/или об остатках денежных средств на счетах и выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Формы таких документов установлены Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@, на что указывалось выше.

Во-вторых, ст. 135.1 НК РФ установлена ответственность банков за непредставление в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам, а не любых запрашиваемых документов. При анализе банком запроса налогового органа возникает вопрос о периоде времени, за который он вправе предоставить выписки по операциям клиентов.

По нашему мнению, такой период времени не может превышать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный ст. 113 НК РФ (три года). Учитывая, что основанием для запроса налогового органа служит, как правило, проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика — клиента банка, при решении этого вопроса следует применять норму п. 4 ст. 89 НК РФ (выездная налоговая проверка) по аналогии.

Исходя из этого, период времени, указанный в запросе налогового органа о предоставлении выписок по операциям клиентов, не может превышать трех календарных лет, непосредственно предшествующих году направления в банк такого запроса.

НК РФ (кроме п. 2 ст. 86) содержит еще три нормы, предусматривающие право налоговых органов запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность банков предоставлять такие сведения: — согласно пп.

10 п. 1 ст. 31 налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ; — согласно п. 5 ст. 76 банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке; — согласно п. 1 ст. 86 банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Следует отметить, что для истребования (изъятия) необходимых документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, налоговые органы применяют также положения ст. ст. 93.1 НК РФ (истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках) и 94 НК РФ (выемка документов и предметов).

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). В п. 2 Письма ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ разъясняется, что «банки в данном случае относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), и налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном ст.

93.1 НК РФ порядке вправе истребовать такие документы (информацию) в том числе у банков как юридических лиц.

Отдельного законодательного закрепления права налоговых органов истребовать такие документы (информацию) у банков не требуется. Следует при этом учитывать, что, в отличие от статьи 86 Кодекса, перечень таких документов (информации) не ограничен».

Согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Ответственность кредитных организаций за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну Гражданско-правовая ответственность банков за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, установлена п.

3 ст. 857 ГК РФ, согласно которому в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать . В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, ст.

183 УК РФ установлена уголовная ответственность. Разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе предоставление их государственным органам, которые не обладают правом их получения, или предоставление таких сведений в объеме большем, чем предусмотрено законодательством, может негативно отразиться на репутации банка.

На основании изложенного правомерно сделать вывод о том, что вопросы сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, должны постоянно находиться в центре внимания органов управления банка, а каждый запрос о предоставлении таких сведений — подвергаться тщательному анализу на предмет правомерности их предоставления. С.П.Карчевский Стоимость услуг Вашего адвокатаПо гражданским делам Консультация адвоката Составление искового заявления Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве от 1500 руб.

от 5 тыс. руб. от 35 тыс. руб./ от 15 тыс.

руб. По уголовным делам Консультация адвоката Защита на стадии следствия в Москве Защита в суде первой инстанции в Москве от 1500 руб. от 25 тыс. руб./ мес. от 25 тыс.

руб./ мес. По арбитражным делам Консультация адвоката Составление искового заявления/претензии Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве от 2000 руб. от 10 тыс. руб. от 40 тыс. руб./ от 25 тыс. руб. По административным делам Консультация адвоката Составление заявления/жалобы Ведение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве от 1500 руб.

от 5 тыс. руб. от 15 тыс. руб./ от 15 тыс. руб. Стоимость услуг адвоката определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от сложности дела, места производства, квалификации адвоката, и может отличаться от заявленной как в меньшую, так и в большую сторону.

Как происходит арест средств?

После того как приставу-исполнителю стали известны реквизиты, средства на них «замораживаются». Далее всё зависит от того, какова была сумма на счёте. А именно:

  • Если размер суммы больше, чем долг. В такой ситуации должник может распоряжаться остатком денег по своему усмотрению, потому что «заморожена» только часть средств. Оставшиеся деньги доступны владельцу счёта.
  • Если арестована вся сумма. В этом случае расходные операции приостановлены полностью — вносить деньги на счёт можно, а вот снимать нельзя.

Между юристами уже давно продолжается спор по поводу того, могут ли «замораживаться» деньги на арестованном счёте, которые поступили уже после ограничения.

Одни уверяют, что аресту подвергаются только те средства, которые были на счёте, другие же полагают, что и все последующие поступления тоже подлежат аресту.

На практике последнее встречается гораздо чаще. Читайте также: .

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Приставы получат данные о движениях по счетам должников

Минюст России опубликовал , согласно которому судебным приставам-исполнителям могут предоставить доступ к банковским счетам должников. Изменения предлагается внести в статью 69 Закона об исполнительном производстве и в статью 26 закона о банковской деятельности.В настоящее время судебным приставом-исполнителем в целях установления имущественного положения должника у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании ‎и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Перечень вышеуказанных сведений трактуется банками и иными кредитными организациями как закрытый и не подлежащий расширенному толкованию.Извлекая преимущество из складывающейся судебной практики, недобросовестные должники имеют возможность перевода денежных средств, получаемых, например, в силу гражданско-правового договора, на счета иных видов, не входящих в установленный перечень (текущие, специальные, депозитные).

Также должники имеют возможность заключить договор хранения ценностей в банке с использованием индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке).В целях исключения неопределенности в части объема запрашиваемых судебным приставом-исполнителем сведений у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, предлагается сделать отдельные перечени сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов и у банков.Так, в соответствии с законопроектом у налоговых органов могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, вклады (депозиты) должнику; о реквизитах счетов, вкладов (депозитов); о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого должником-организацией и должником-индивидуальным предпринимателем.У банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

  1. ‎о движении денежных средств (совершенных операциях) на счетах, по вкладам (депозитам), а в отношении счетов эскроу также о сторонах и обязательствах по договору счета эскроу;
  2. ‎о реквизитах счетов, вкладов (депозитов), остатке денежных средств на них;
  3. о платежных документах по конкретным банковским операциям;
  4. о реквизитах электронного средства платежа, используемого должником, остатке электронных денежных средств и движении электронных денежных средств;
  5. о договорах, предусматривающих хранение ценностей должника в индивидуальном банковском сейфе (ячейке сейфа, изолированном помещении в банке), и условиях этих договоров, а также виде ценностей и их объеме в случаях, если банк осуществляет контроль за помещением данных ценностей в индивидуальный банковский сейф.

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Запрос в банки

Кроме того, исключить предоставление для ознакомления сторонам ИП данной информации.» То есть УФССП по ЯО запрещает сторонам ИП знакомиться с материалами дела!

Уважаемые коллеги! Возникает вопрос — а где кроме Ярославской области ещё такое происходит? Может и зря мы подготовили заявление в прокуратуру и иск в суд о признании незаконным бездействия пристава, выразившееся в непредоставлении взыскателю выписки по счетам должника?

ключевые слова: судебный пристав, банковская тайна, права взыскателя Школа права «СТАТУТ» Юридические семинары для профессионалов Практические вопросы подготовки и ведения судебных дел

  1. Тай Ю.В., Щекин Д.М., Карапетов А.Г. и др
  2. 21.05 – 15.06. Онлайн

Корпоративное право. Онлайн семинар

  1. 4-22 июня
  2. Лекторы: Маковская А.А., Распутин М.С., Глухов Е.В.

А что делать в случае, когда расчетные счета должника взыскателю неизвестны

Разумеется, можно предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю и ждать, пока он запросит всю информацию.Но как известно, приставы достаточно долго «раскачиваются» и какого-либо действия от них можно ждать иногда очень долго.Но мы пойдем более быстрым путем, хотя и сделаем за пристава-исполнителя частично его работу. Точнее может и не всегда быстрым, но более продуктивным.Открываем Закон «Об исполнительном производстве» и внимательно его читаем, а именно часть 8 статьи 69:«Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.

При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.

(И, внимание): Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений».

Пример запроса в ФНС на поиск открытого расчетного счета задолжника

В рамках договорных взаимоотношений физические и юридические лица предоставляют во временное пользование друг другу определенные активы, денежные средства, оказывают услуги. При нарушении сроков исполнения обязательств по контракту формируется долговая недоимка.

По сложным ситуациям разрешить материальный и имущественный спор между контрагентами может исключительно суд. На основании судебного решения истец вправе взыскать долги с заемщика в принудительном порядке за счет имущества, денег на банковских счетах.

В связи с этим важно знать, как можно получить сведения о расчетных счетах неплательщика через налоговую инспекцию и как выглядит образец запроса в налоговую о расчетных счетах должника, открытых в банке за 2018 г.

Справка о расчетном счете для судебных приставов

Если запрос получен от пристава-исполнителя, то должна быть приложена ссылка на документ, который служит основанием для исполнительного производства.

Затем, когда информация по счетам будет выявлена, в банковскую организацию направляется постановление о наложении взыскания на средства, расположенные на счетах.

Судебным органам данная справка может понадобиться в нескольких ситуациях:

  1. в случае когда компания уже признана банкротом, и осуществляются надзорные мероприятия за ее счетами.
  2. при розыске имущества должника;

В соответствии с требованиями закона, информация, содержащаяся в справке, является конфиденциальной. Но если в банковскую организацию будут предоставлены все необходимые бумаги для её оформления, сведения о счетах должника выдаются в обязательном порядке.

Однако, информация предоставляется только в рамках суммы, необходимой для исполнения обязательств перед судебными органами.

Составляется справка в данном случае не дольше 7 рабочих дней с момента поступления официального запроса.

Спрос на аренду банковских ячеек может снизиться

Расширение перечня информации, которую должны предоставлять приставам банки, потребует от них дополнительных затрат, говорит глава совета банковской ассоциации «Россия», председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

«Тем не менее это справедливая постановка вопроса, поскольку полные данные о счетах и ячейках необходимы для того, чтобы обращать взыскание на средства должников, которые не исполняют свои обязательства, хотя держат в банках значительные средства»

, — говорит Аксаков.

По его словам, Комитет Госдумы по финансовому рынку, скорее всего, поддержит законопроект минюста.Наиболее существенное и потенциально чувствительное для многих клиентов расширение перечня запрашиваемых сведений — это запрос информации о наличии банковских ячеек, подтверждает аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков. «Банковские ячейки традиционно выступали и выступают способом хранения значительных объемов наличных, в том числе в иностранной валюте. Высокий уровень конфиденциальности — одно из ключевых преимуществ такого способа хранения, без него спрос на аренду ячеек действительно может снизиться», — полагает Волков.

В данном случае у приставов появляется доступ к закрытой информации, но поскольку речь идет об исполнительных производствах, то это оправдано, считает аналитик.По словам зампреда правления банка «Ренессанс Кредит» Сергея Королева, будущий законопроект минюста в обозначенном виде все же не стоит считать серьезным расширением перечня запрашиваемых сведений. «Скорее, это конкретизация или уточнение того, что именно могут запрашивать.

Практически все из перечисленного и так попадает под текущие требования, которые сейчас имеют обобщенные формулировки», — рассказывает он.Основной вопрос в том, будут ли данные реквизиты и документы запрашиваться ФССП по каждому должнику и насколько в связи с этим у банков вырастет нагрузка при подготовке ответов на такие запросы, добавляет Королев.

«С точки зрения «проникновения» в банковскую тайну, банкам не принципиально, если такая обязанность четко предусмотрена законом. Нарушением банковской тайны является предоставление информации неуполномоченным лицам или не предусмотренной законом.

Если в законе будет четкий перечень, то это только пойдет на пользу», — говорит банкир.Проект разрешает приставам запрашивать в налоговой сведения о банках, в которых открыты счета должниковСейчас банки предоставляют по запросу ФССП информацию исходя из размера, необходимого для исполнения исполнительного документа, продолжает директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Екатерина Алиева. Это касается сведений о названии и местонахождении банка, где открыты счета клиента, о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств, о других ценностях, находящихся на хранении в кредитных организациях. Расширение перечня в первую очередь вызвано изменением гражданского законодательства, в частности, внедрением счета эскроу, повсеместным применением электронных средств платежа, отмечает Алиева.По ее мнению, целью законодательной инициативы является правильное и своевременное исполнение судебных и иных актов.

Но инструмент достижения цели потребует дополнительного и более детального обсуждения со стороны участников финансового рынка, говорит Алиева.Подготовили Игорь Зубков, Роман Маркелов Экономика Финансы Банки Власть Право Финансовое право Власть Работа власти Судебная система Экономика Финансы Долги и кредиты Правительство Минюст Полномочия судебных приставов

А как же банковская тайна?

В законе есть оговорка: сведения, которые составляют банковскую тайну, могут предоставляться самим клиентам, их представителям, бюро кредитных историй, госорганам и должностным лицам.Госслужащие, в свою очередь, хранят служебную тайну. Информация о счетах за пределы службы судебных приставов не выйдет никогда, поэтому банковская тайна не нарушится.Информацию о счетах и остатках на них банки предоставляют по электронному межведомственному запросу пристава.О том, что это за счета — сберегательные, зарплатные или какие-то еще — и какие на них деньги, банки электронно не сообщают.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+