Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Кто может выдавать предписания об устранении нарушений

Кто может выдавать предписания об устранении нарушений

Кто может выдавать предписания об устранении нарушений

Предписание об устранении выявленного нарушения и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В чем их различия?


Предписаниепредставляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения. В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований законодательства РФ юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину (далее – лицо), в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю. Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен: — на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства, — по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.

В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке: выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства; принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 КоАП РФ. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении нарушений законодательства, Росреестр (территориальный орган) в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов: — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; — орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, — в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Вместе с тем, при наличии у Росреестра (территориального органа) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с лицами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора) объявляют лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, и предлагают лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается в профилактических целях, в случае, если у надзорного органа есть сведения о готовящихся нарушениях (или о признаках нарушений) земельного законодательства. Что же нужно делать землевладельцу, получившему предостережение? Порядок составления и направления предостережения, подачи возражения на предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г.

№ 166. Согласно данному постановлению составление и направление предостережений осуществляется должностным лицом не позднее 30 дней со дня получения сведений о возможных нарушениях требований земельного законодательства. Предостережение не может содержать требования о предоставлении лицом сведений и документов.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении лицом сведений и документов.

По результатам рассмотрения предостережения лицом могут быть поданы в государственный орган контроля (надзора), направивший предостережение, возражения. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 вышеуказанных Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.

При отсутствии возражений лицо в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении предостережения.

Орган государственного контроля (надзора) использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.

Для чего нужны предостережения? Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствуются и должностные лица Росреестра (территориального органа) при осуществлении надзорных функций.

Главное отличие между предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации и предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований состоит в их целевом назначении: предписание выдается в целях устранения последствий уже совершенного правонарушения, а предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действий, то есть лицо, которому адресовано предостережение, заранее информируется о возможных нарушениях с его стороны, и данное лицо имеет реальную возможность подкорректировать свою деятельность, избежав административного наказания в последствии.

Сроки устранения нарушений

В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки.

Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Во внимание принимается серьёзность нарушения.

Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.

Внимание Предполагается, что максимальный срок не будет превышать полугода.

Допустимо продление периода, если нарушитель представит доказательства невозможности устранения несоответствий в установленный период.

Обязательный для исполнения характер

Признак обязательности состоит в том, что административное преступление по статье 19.5 Кодекса заключается в бездействии, которое выразилось в неисполнении предписания уполномоченного органа. Если предписания относятся к группе правовых ненормативных актов, они не подлежат исполнению.Можно привести следующий пример судебной практики, отраженный в Постановлении Пятого апелляционного арбитражного суда № 05АП-7794/2014 от 18 июля 2014 года.В рамках дела возник спор между налогоплательщиком и органом, осуществляемым надзор. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства и сделана соответствующая отметка.

Выписку из акта направили нарушителю для устранения недостатков в работе организации. Так как требования контролирующего органа не были исполнены в срок, руководителя юридического лица привлекли к ответственности в виде административного штрафа по статье 19.5 КоАП РФ.Налогоплательщик не согласился с решением проверяющего субъекта и подал жалобу.

В связи с тем, что требование об устранении нарушений было издано не отдельным документом, а в форме выписки из другого распорядительного акта, суд признал привлечение к ответственности незаконным.

Исполнимость требований документа

Второе значимое требование к документам императивного характера — исполнимость акта.

Суть требования заключается в том, что контрольный орган, вынесший предписание, должен четко отразить требования и сформировать у нарушителя четкое понимание того, какие действия должно совершить (или не совершать) должностное лицо.Правильность содержания документов и указание сроков исполнения предписаний одинаково важны для нарушителя и проверяющих органов.

Это связано с тем, что проверять исполнение можно только в отношении реальных требований.
Наказать за невыполнение действий, которые осуществить невозможно, нельзя.

ФАС в Волго-Вятском округе издал Постановление в рамках судебного процесса № А43-27119/2012.

В документ суд указал, что предписания должностных лиц, содержащие правомерные требования, должны быть реально исполнимыми, содержать требования законного характера, реальные сроки реализации и четко сформулированные действия, которые должен совершить нарушитель (или воздержаться от их совершения).В документе также отмечено, что указания, содержащиеся в акте о нарушении, должны четко формулироваться, излагаться кратко, ясно, четко, последовательно, доступно.

Евразийский юридический портал

Панченко В. Ю.

Макарчук И.

Ю. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАПанченко В. Ю., Макарчук И. Ю.В статье на основе анализа законодательства и правоприменительной практики рассматриваются признаки предписания как самостоятельного правового средства и формулируется его дефиниция, определяются функции. Обосновываются предложения о мониторинге существующих предписаний, внедрении их на локальном уровне правового регу­лирования, законодательной корректировке обязанности выдачи предписаний при выявлении нарушений, а также о необходимости унификации рассматриваемого правового средства.

Обосновываются предложения о мониторинге существующих предписаний, внедрении их на локальном уровне правового регу­лирования, законодательной корректировке обязанности выдачи предписаний при выявлении нарушений, а также о необходимости унификации рассматриваемого правового средства. Традиционно правовыми средствами обозначаются пра­вовые явления, выражающиеся в инструментах (установлени­ях) и деяниях (технологиях), с помощью которых удовлетворя­ются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей; институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процес­се специальной правовой деятельности приводят к достиже­нию определенных результатов в решении социально-эконо­мических, политических, нравственных и иных задач, стоящих перед обществом и государством на современном этапе. Одним из таких правовых средств является предписание, получившее наибольшее распространение в правопримени­тельной практике контрольных и надзорных органов.

Указан­ное обстоятельство представляется вполне закономерным, т.к. лексическое значение термина «предписание» отражает спец­ифику функционального назначения и характер правовых актов- документов, исходящих от контрольных и надзорных органов.

Уполномоченные органы и лица, используя организационно­правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов норма­тивным предписаниям; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень откло­нения от поставленных целей, запланированных способов и ре­зультатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответ­ственности виновных.

Активность деятельно­сти органов государственного контроля и надзора привела к существенному увеличению выдаваемых предписаний и, как следствие, к росту числа поступающих в суды дел об административных право­ нарушениях; судьи при рас­смотрении дел данной кате­гории стали сталкиваться с проблемой оценки решений, принимаемых указанными органами. Нередко в содержании предписаний, сформулированных контрольными или надзорными органами, содержатся ошибки, которые не только не пресекают, а, напротив, «легализуют» со­вершение правонарушения.

Все это обусловливает актуальность и необходимость исследования предписания как правового сред­ства с позиций общей теории права. Анализ законодательства позволил выявить следующие виды предписаний, присутствующие в современной россий­ской правовой жизни: — предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ6); — предписание о ненадлежащем исполнении бюджета (органи­зации бюджетного процесса) (п.

5 ст. 166 Бюджетного кодекса РФ); Здесь и далее нормативно-правовые акты и судебная практика приводятся из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». В соответствии с указанной нормой Бюджетного кодекса РФ ми­нистру финансов предоставлено право выносить главным распо­рядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами РФ обязательные — предписание об устранении нарушений бюджетного за­конодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регу­лирующих бюджетные правоотношения (ст.

270.2 Бюджетно­го кодекса РФ); — предписание о прекращении нарушений законодатель­ства о естественных монополиях, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в феде­ральный бюджет прибыли (п.

1 ст. 11 Федерального закона от 17 августа 1995 г.

№ 147 «О естественных монополиях»); — предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав (ст. 21 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»); — предписание о принятии мер по прекращению исполь­зования преимущества хозяйствующим субъектом, получив­шим государственную или муниципальную преференцию (ст. 21 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»); — предписание об устранении нарушений в хозяйствен­ной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объек­тов аудита (контроля) (ст. 27 Федерального закона от 5 апре­ля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федера­ции»); — предписание об устранении нарушений правил между­народных договоров РФ о порядке осуществления междуна­родных автомобильных перевозок (п.

5 ст. 11 Федеральный за­кон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ

«О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

); — предписание об устранении нарушений законодатель­ства РФ о ценных бумагах и (или) нормативных актов Банка России (ст.

45 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152- ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»); — предписание об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в уста­новленные сроки (мера дисциплинарного воздействия, пред­усмотренная п. 1 ч. 2 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ); — предписание о досрочном пересмотре установленных предельных индексов и тарифов на услуги организаций ком­мунального комплекса (п.

4 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ

«Об основах регулирования тари­фов организаций коммунального комплекса»

); — предписание о необходимости подачи в суд заявления об оспаривании решения органа регулирования муниципаль­ного образования по установлению тарифов на услуги орга­низаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса (п. 5 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.

№ 210-ФЗ

«Об ос­новах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

); — предписание о демонтаже рекламной конструкции (ч. 21, 21.1, 22 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание о прекращении нарушения законода­тельства РФ о рекламе (п.

1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об отмене или изменении актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного са­моуправления и противоречащих законодательству РФ о ре­кламе (п.

2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г.

№ 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об аннулировании разрешения на уста­новку рекламной конструкции (п.

9 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г.

№ 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об устранении нарушений обязательных требований в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. «в» ч. 12 ст. 16 Федеральный за­кон от 21 июля 1997 г.

№ 116-ФЗ

«О промышленной безопас­ности опасных производственных объектов»

); — предписание об устранении нарушений законодатель­ства РФ (пп. 30.23 п. 30 Вопросов Министерства юстиции РФ (утв.

указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313)); — предписание об устранении нарушений законода­тельства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 6.1 пп. «д» Положения о Государственной ин­спекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской РФ (утв.

указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.

№ 711)); — предписание об устранении нарушений в сфере лесных отношений (пп. 5.4.31 п. 5.4 Положения о Федеральном агент­стве лесного хозяйства (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г.

№ 736)); — предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регла­ментов (пп.

«г» п. 10 Положения о федеральном государствен­ном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. Постанов­лением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476)); — предписание о проведении санитарно-противоэпиде­мических (профилактических) мероприятий (пп. «д» п. 10 По­ложения о федеральном государственном санитарно-эпиде­миологическом надзоре (утв.
«д» п. 10 По­ложения о федеральном государственном санитарно-эпиде­миологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г.

№ 476)); — предписание по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пп.

«в» п. 6 По­ложения о государственном надзоре в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Постанов­лением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712)); — предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп.

«г» п. 6 Поло­жения о государственном надзоре в области гражданской обо­роны (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г.

№ 305)); — и другие. Следует отметить, что в нормативно-правовом регу­лировании предписание отличается от таких смежных ему правовых средств, как предостережение и представление, наличием родового Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее так­же — Закон о защите прав при осуществлении государственно­го контроля), положения которого, как показано выше, кон­кретизируются видовыми нормативными актами.

Согласно общему правилу, в случае выявления при проведении провер­ки нарушений юридическим лицом, индивидуальным пред­принимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, долж­ностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, инди­видуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий (ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля). В общей теории права понятие «предписание» в рассма­триваемом аспекте не исследуется, что создает затруднения для соответствующих отраслевых разработок, и, как следствие, для практического применения.

В законодательстве легальная дефиниция встречается, например, в Бюджетном кодексе РФ. Согласно п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием понимается доку­мент органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в ука­занный в предписании срок требования об устранении нару­шений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими на­рушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному обра­зованию.

В судебной практике также можно обнаружить опреде­ление предписания и некоторых его разновидностей: пред­писание об устранении выявленных нарушений — выдаваемый юридическому лицу по результатам проверки акт органа кон­троля (надзора), который составляется одновременно либо по­сле акта проверки15; предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности — акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождаю­щее правовые последствия для конкретных граждан, индиви­дуальных предпринимателей и организаций; предписание является самостоятельной мерой реагирования, принятой уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Для формирования доктринального определения пред­писания как правового средства рассмотрим его признаки. Во-первых, предписание является официальным письмен­ным документом с соответствующими реквизитами, внутренней структурой, порядком принятия и направления адресату. Так, в п. 28 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию есте­ственных монополий дел о нарушениях Федерального за­кона «О естественных монополиях» (утв.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 257) определено, что предписание органа регулирования естественных монополий должно содержать: место и дату его вынесения; наименование органа, выдавшего предписание; реквизиты дела и наимено­вание лица, в отношении которого выдано предписание; срок исполнения и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения нарушения или от которых необ­ходимо воздержаться; дату и форму представления доказа­тельств исполнения предписания.

Одновременно пунктами 29 и 30 указанного Положения устанавливается, что предписание направляется в течение 10 дней со дня его принятия, а также подписывается руководителем органа регулирования есте­ственной монополии или его заместителями в соответствии с их компетенцией и заверяется гербовой печатью этого органа.

На этот же признак указывает п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, где говорится, что предписание —

«документ ор­гана государственного (муниципального) финансового кон­троля»

.

Это положение конкретизируется в соответствующем административном регламенте: фиксация результата выпол­нения административной процедуры реализации результа­тов проведения контрольного мероприятия, проводимого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, осу­ществляется путем оформления в установленном порядке на бумажном носителе предписания (п.

Это положение конкретизируется в соответствующем административном регламенте: фиксация результата выпол­нения административной процедуры реализации результа­тов проведения контрольного мероприятия, проводимого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, осу­ществляется путем оформления в установленном порядке на бумажном носителе предписания (п. 109 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово­бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере). Предписания Счетной палаты руководителям федераль­ных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и под­писываются Председателем Счетной палаты или заместите­лем Председателя Счетной палаты (п.

2 ст. 27 Закона о Счет­ной палате). Предписание Счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкрет­ные основания вынесения предписания (п.

3 ст. 27 Закона о Счетной палате). В предписании органов государственного строительного надзора указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документа­цию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч.

6 ст. 54 Градостро­ительного кодекса РФ). Предписания Федеральной службы финансово-бюджет­ного надзора направляются (вручаются) адресатам в течение 5 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем их оформления (пп. «в» п. 90, п. 96 Административного регламен­та исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово­бюджетной сфере).

Во-вторых, предписание — результат реагирования упол­номоченного органа (должностного лица) на выявленные на­рушения действующего законодательства. При этом правовые 19 Реагировать — означает отзываться каким-либо образом на раз­дражение, проявлять свое отношение к чему-либо (Толковый сло­варь русского языка. Указ. соч. — С. 660). Вынесение предписания является одним из заключительных (резюмирующих) действий (при выявлении нарушений действующего законодательства) уполномоченного органа (должностного лица) в рамках проведен­ного контрольного или надзорного мероприятия.

Согласно ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ по ре­зультатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся осно­ванием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, прово­дящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Наряду с материалами проверки (прото­колы отбора образцов продукции, проб обследования объек­тов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, ис­пытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на ко­торых возлагается ответственность за нарушение обязатель­ных требований или требований, установленных муниципаль­ными правовыми актами, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии) к акту проверки прила­гаются предписания об устранении выявленных нарушений (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государ­ственного контроля).

При этом акт проверки не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде (обжалова­ние таких документов действующим процессуальным зако­нодательством не предусмотрено), поскольку в сложившейся судебной практике не рассматривается как ненормативный правовой акт, а носит лишь информационный характер и от­ражает выявленные в ходе проверки нарушения, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения и вле­кущих юридические последствия, следовательно, не затраги­вает права и законные интересы; по своей правовой природе указанный акт является процессуальным документом, фикси­рующим результаты проверки и не является окончательным документом проверки. Иначе обстоит дело с решениями, принимаемыми анти­монопольным органом по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, и яв­ляющимися основанием выдачи предписаний. Указанные решения могут быть оспорены в суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения в силу прямого указания Закона «О рекламе» (ст.

37). В отсутствие унифицированных форм и требований к содержанию указанных решений, последние могут заключать в себе властные предписания, а могут носить и исключительно информационный характер, не содержать в себе обязательных к исполнению предписаний, соответствен­но, обоснованность обжалования подобных решений (не яв­ляющихся ненормативным правовым актом) представляется сомнительной, разумеется, в отличие от собственно предписа­ний, вынесенных на основании таких решений. Аналогична ситуация с предписаниями о прекращении нарушения зако­нодательства РФ о рекламе (выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежа­щей (ч. 3 ст. 36 Закона «О рекламе»), предписаниями об от­мене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта ор­гана местного самоуправления (выдаются на основании реше­ния антимонопольного органа о противоречии такого акта за­конодательству РФ о рекламе (ч.

6 ст. 36 Закона «О рекламе»)). Также следует отметить право уполномоченных органов выносить предписания повторно (по результатам проверки исполнения предписания, вынесенного ранее).

До недавнего времени при проведении проверок к ранее выявленным (за­фиксированным в первичном предписании) и неустраненным нарушениям нередко добавлялись вновь обнаруженные.

Та­кой практике был положен конец принятием Федерального закона от 14 октября 2014 г.

№ 307-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных по­ложений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля»

, всту­пившего в силу с 15 ноября 2014 г., который дополнил ст. 10 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля положением о том, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленно­го нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, пред­метом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания. Ранее, в силу неурегулированности данного вопроса в законодательстве, арбитражные суды, рассматривая соответ­ствующие споры, использовали формулировку, согласно ко­торой из положений Закона о защите прав при осуществле­нии государственного контроля

«не следует вывод о том, что если целью внеплановой проверки является контроль за ис­полнением ранее выданного предписания, то выявление иных нарушений свидетельствует о проведении новой проверки, которая должна иметь самостоятельные основания»

, а указа­ние контроля за исполнением ранее выданного предписания в качестве цели проверки не ограничивает право контролирую­щего органа реагировать на выявленные в ходе такой проверки нарушения, относящиеся к предмету проверки.

Очевидно, что приведенная новелла направлена на защи­ту прав проверяемых субъектов, упорядочение содержания контрольных мероприятий, снижение коррупциогенных ри­сков.

Тем не менее, несмотря на указанные дополнения зако­нодательства, за административными органами сохраняется право повторного внесения предписаний при обнаружении неисполнения требований первичного предписания.

В-третьих, предписание — документ императивного со­держания и властного воздействия, т.к. всегда включает в себя требование уполномоченного органа о выполнении опреде­ленных действий (воздержании от их совершения).

Так, в п. 27 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию есте­ственных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» (утв. Постановлением Прави­тельства РФ от 24 марта 2000 г.

№ 257) установлено, что если согласно решению органа регулирования естественных моно­полий сторона в соответствии со ст.

15 Федерального закона «О естественных монополиях» обязана совершить определенные действия или воздержаться от действий, орган регулирова­ния естественной монополии направляет заинтересованным лицам предписание. В данном случае содержание решения органа определяет обязанность последнего направить пред­писание.

В п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ определяется, что предписание содержит требования об устранении нару­шений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими на­рушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному обра­зованию. Предписание должно не только указывать на допущен­ные нарушения действующего законодательства, но и содер­жать способ и порядок устранения выявленных нарушений (перечень действий, которые адресат предписания должен со­вершить или от совершения которых должен воздержаться в целях прекращения и устранения выявленного нарушения).

В-четвертых, предписание является правовым актом пол­ной (исключительной) обязательности с темпоральными (вре­менными) рамками исполнения, т.е. подлежащим не только обязательному рассмотрению, но и обязательному (безуслов­ному) исполнению.

В п. 1 ст. 24 Закона о монополиях, п. 31 Положения о рас­смотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушени­ях Федерального закона «О естественных монополиях» ука­зано, что предписания органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монопо­лий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лица­ми) в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее 30 дней со дня их получения. В п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодек­са РФ установлено, что предписание содержит обязательные для исполнения в указанный в предписании срок соответству­ющие требования.

Административным регламентом испол­нения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджет­ной сфере (утв.

Приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н) на должностных лиц объектов контроля возложена обязанность своевременно и в полном объеме исполнять тре­бования предписаний.

Градостроительный кодекс РФ также устанавливает обязательность исполнения предписаний (ч. 3 п. 2 ст. 6.1, п. 1 ч. 3 ст.

8.1). Предписание о прекращении нарушения законодатель­ства РФ о рекламе подлежит исполнению в срок, который ука­зан в предписании.

Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания (ч. 4 ст. 36 Закона о рекламе). Предписание об отмене или изменении противо­речащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления подлежит исполнению в срок, который указан в предписании.

Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня полу­чения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или ор­ганом местного самоуправления (ч. 7 ст. 36 Закона о рекламе). С учетом обязательности исполнения предписаний и необходимости прекращения соответствующих нарушений в не­которых федеральных законах прямо предусмотрена возмож­ность понуждения к исполнению предписаний через судебные решения.

Например, при неисполнении предписания (о до­срочном пересмотре установленных тарифов на услуги орга­низаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в случае уста­новления их на уровне выше максимальных и (или) ниже ми­нимальных предельных индексов, изменения предельных ин­дексов, установленных органом регулирования субъекта РФ) до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта РФ обращается в суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирова­ния муниципального образования по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса» (п. 4 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.

№ 210- ФЗ

«Об основах регулирования тарифов организаций комму­нального комплекса»

); ст. 24 Закона о монополиях предусмо­трено, что в случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления предписаний об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением Закона о монополиях, либо о восстановлении первоначаль­ного положения, органы регулирования естественных моно­полий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до на­рушения; в случае неисполнения субъектом естественной мо­нополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понужде­нии субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор; при неиспол­нении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения Закона о монополиях, органы регули­рования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли. Аналогич­ны требования Бюджетного кодекса РФ: неисполнение пред­писаний органа государственного (муниципального) финан­сового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных право­вых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, норматив­ным правовым актом высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муници­пального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджет­ные правоотношения (п.

4 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности также имеет право обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении РФ ущер­ба, причиненного нарушением бюджетного законодатель­ства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 6 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77)). В-пятых, предписания должны отвечать таким требо­ваниям, как законность, исполнимость и ясность.

Предписа­ние должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устране­нию лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должностного лица, со­держащее законные требования, должно быть реально испол­нимо и содержать конкретные указания, четкие формулиров­ки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномо­чиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Изложенное выше позволяет определить предписание как официальный письменный документ реагирования упол­номоченного органа (должностного лица), формируемый на основании актов или решений уполномоченного органа (должностного лица), имеющий императивное содержание и властное воздействие, подлежащий обязательному исполне­нию в установленный срок и отвечающий требованиям закон­ности, исполнимости и ясности.

Отдельно рассмотрим вопрос, имеющий огромное зна­чение для адресатов предписаний — возможность судебного и внесудебного обжалования. Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ сле­дует, что для признания недействительным ненормативных правовых актов, к которым относится и предписание, необ­ходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных инте­ресов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Так, п. 1 ст. 25 Закона о монополиях предусмотрено, что субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные органи­зации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор впра­ве обратиться в суд с заявлением о признании недействитель­ными полностью или частично решений (предписаний) орга­нов регулирования естественных монополий в случае несоот­ветствия их Закону о монополиях, при этом подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий, вынесенно­го по результатам рассмотрения дела о нарушении Закона о монополиях, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Рекомендуем прочесть:  Как менять снилс через интернет

Для предписаний также характерна возможность и вне­судебного обжалования, поскольку ч. 12 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля предус­мотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предпри­ниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответству­ющие орган государственного контроля (надзора), орган му­ниципального контроля в письменной форме возражения48 в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его от­дельных положений. По результатам рассмотрения указан­ных заявлений выносятся соответствующие решения, которые подконтрольный субъект может обжаловать (полностью или частично) в судебном порядке.

В судебных решениях нередко отмечается, что перед об­ращением в суд с соответствующим заявлением субъект не воспользовался правом направления возражения в отноше­нии акта проверки и (или) выданного предписания об устра­нении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, или воспользовался им с пропуском установ­ленного (пятнадцатидневного) срока, при этом предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано до истечения установленного пятнадцатидневного срока на пред­ставление возражений.

Также в судебных решениях отра­жаются факты удовлетворения соответствующими органами направляемых возражений, указывается, что внесение измене­ний в акт проверки и предписание, сделанное на основании учета представленных письменных возражений, не свидетель­ствует о незаконности действий административного органа.

Если изложенные в акте проверки фактические обстоятель­ства оспорены юридическим лицом или предпринимателем в установленный законом срок по мотивам несогласия с ними (путем направления соответствующих письменных возраже­ний), данный акт не может быть расценен как доказательство наличия указанных в нем фактических обстоятельств, посколь­ку он составляется контролирующим лицом самостоятельно. Если акт проверки оспорен, наличие фактических обстоя­тельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, подлежит доказыванию уполномоченным органом с использованием иных доказа­тельств, например, путем составления акта осмотра помеще­ний и территорий с участием понятых. Предписание как правовое средство выполняет ряд функ­ций.

Информационная функция предписания выражается в том, что оно выступает в роли единицы правовой информа­ции, передает адресату сведения о допущенных нарушениях, разъясняет смысл действующих норм законодательства, ука­зывает на порядок устранения нарушений, раскрывает содер­жание прав и обязанностей. Для предписаний характерна и воспитательная функция, так как правовое сознание субъекта, получившего предписание, и должным образом его рассмо­тревшего, совершившего действия по устранению выявлен­ных нарушений, обогащается соответствующими правовыми знаниями, а значит, повышается правовая культура адресата, укрепляется его уважение к законодательным установлениям.

Для предписания также свойственны пресекательная и пре­вентивная (профилактическая) функции: первая выражается в направленности предписаний на прекращение и устранение выявленных нарушений законодательства, восстановление правового положения, существовавшего до нарушения, вто­рая — в том, что субъект, исполнив предписание, представив административному органу результаты проделанной работы по устранению выявленных нарушений, в дальнейшем может воздержаться от совершения родственных или иных наруше­ний в своей юридически значимой деятельности. Все вышесказанное позволяет сформулировать некото­рые рекомендации прикладного характера. Во-первых, на уровне отраслевых юридических наук и са­мих административных органов следует провести мониторинг видов предписаний с возможным последующим сокращени­ем их количества.

Во-вторых, считаем целесообразным формулировку п.

1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контро­ля (надзора) и муниципального контроля»

в части обязанности должностных лиц органа контроля (надзора), проводившего проверку, в случае выявления нарушений выдавать предписа­ние заменить формулировкой об обязанности рассмотрения возможности о выдаче предписания.

В противном случае по­лучается, что существующая контрольно-надзорная система обязывает административные органы «гнаться» за количе­ственными показателями, исключая возможность для прове­ряющего органа обойтись иными правовыми средствами при выявлении нарушений, тогда как некоторые нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки.

Подобная практика устранения нарушений одновременно с проводи­мой проверкой позволит избежать повторных проверок (с це­лью контроля за выполнением предписания), что сэкономит трудовые и материальные ресурсы органов публичной власти.

В-третьих, как теория, так и практика локального уровня правового регулирования свидетельствуют о невнедренности рассматриваемого правового средства в деятельность соответствующих структурных подразделений организаций. Между тем формирование и направление внутренних предписаний на локальном уровне будет способствовать профилактике на­рушений законодательства, соответственно, послужит умень­шению количества актов реагирования, выносимых публич­ными органами власти. В-четвертых, законодателю следует провести унифика­цию (обеспечивающую единообразное понимание и приме­нение правовых средств субъектами права) правовой регла­ментации данного правового средства, а органам публичной власти необходимо, используя механизмы ведомственного нормотворчества в целях уменьшения доли некорректных формулировок, правоприменительных ошибок (дефектов акта правоприменения) и недопущения превышения полно­мочий проверяющими, продолжить работу по утверждению и актуализации типовых форм соответствующих предписа­ний, уделяя надлежащее внимание соответствующей методи­ческой деятельности.

В завершение отметим, что предписание, отвечающее требованиям законности, исполнимости и ясности, является действенным правовым средством прекращения и устранения нарушений законодательства, обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Может ли предписание об устранении выявленных нарушений быть выдано позже заполнения акта по проверке?

Статья 16. Порядок оформления результатов проверки3.

К акту проверки прилагаются и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.Таким образом предписание об устранении нарушений должно выдаваться одновременно с актом проверки.Однако если предписание будет выдано позже то такое нарушение не является грубым.Соответственно это нарушение не влияет на результьтаты проверки.

в любом случаесрок устранений нарушений будет течь с даты выдачи предписания.Так что особой пользы Вы для себя не извлечете из факта более поздней выдачи предписанияВ соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2006 года результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 настоящего Федерального закона;3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений

84. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица территориального органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, обязаны выдать предписание вещателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.85. В случае выявления территориальным органом в ходе систематического наблюдения в отношении вещателя нарушений обязательных требований надзорный орган на основании статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» выдает вещателю предписание об устранении выявленных нарушений.86.

Предписание об устранении выявленных нарушений выдается в случае:86.1. Выявления нарушения, связанного с несоблюдением требований Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», требований иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания, радиовещания;86.2. Неосуществления вещателем телевизионного вещания, радиовещания более трех месяцев.87.

Предписание об устранении выявленного нарушения выдается отдельно по каждой из проверенных лицензий.88.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в предписании должно содержаться предупреждение о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения вещателем в установленный срок такого предписания.89.

Форма предписания утверждена приказом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 3 июня 2013 г. N 591

«Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.07.2013, регистрационный N 28931), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28 августа 2014 г. N 123 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2014 г., регистрационный N 34253).90.

В предписании обязательно указывается основание его выдачи и срок, необходимый для устранения вещателем нарушения и составляющий не менее трех рабочих дней, но не более трех месяцев.91.

В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного лица вещателя, а также в случае отказа вещателя дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, к которому прилагается предписание об устранении выявленных нарушений, акт вместе с предписанием направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле надзорного органа или его территориального органа.92.

При наличии согласия вещателя на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки вместе с предписанием об устранении выявленных нарушений может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю или иному уполномоченному лицу вещателя.93.

Предписание, выданное вещателю по результатам систематического наблюдения надзорным органом на основании статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в письменной форме направляется в адрес вещателя территориальным органом в течение двух рабочих дней со дня его выдачи заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.94. Предписание об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано вещателем в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу надзорного органа или территориального органа либо в суд.

Содержание предписания

Предписание, как тип документа, не имеет единой формы.

Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки.

Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:

  1. дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
  2. указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.
  3. информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;

Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:

  1. все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
  2. даются рекомендации (в некоторых случаях).
  3. сроки по их устранению;

Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал. Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.

Формирование ответа

Если нарушитель не согласен с предъявленными требованиями, он может выразить свое возражение в форме претензии, которую фиксирует проверяющий.

Такое возражение должно быть обосновано с привлечением документации, независимых экспертиз и иных достоверных доказательств. Хотя законодательством не установлена необходимость отправлять отчет о результатах проведенных мер по устранению выявленных проверкой нарушений, рекомендуется предоставить этот документ в контролирующий орган.

В нем нарушитель подробно указывает, как именно производилось исполнение предписания (следует уделить внимание каждому этапу), а также подкрепляет, например, справками или данными экспертизы.

Как правило, чем больше доказательств предоставит нарушитель, тем меньше вероятность передачи дела в судебные инстанции. Истечение установленного срока влечет за собой внеочередную проверку.

Документально закрепляются данные об отсутствии нарушений.

Документ составляется в двух экземплярах, подписывается нарушителем, исполнившим предписание, и контролирующим органом или лицом. Экземпляр акта о проведении проверки предоставляется обеим сторонам. Однако, отмечается, что на практике проверяющие проводят проверку только на основании предоставленного нарушителем отчета об устранении нарушений.

Если такой акт отсутствует, контролирующий орган передает дело в суд.

Этим и объясняется значимость направления отчета об исполнении предписания в контролирующий орган.

4.2.1. Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами

4.2.1. Истечение срока исполнения предписанияоб устранении выявленного нарушения обязательных требованийи (или) требований, установленных муниципальнымиправовыми актамиВ соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.Таким образом, внеплановая проверка проводится для оценки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения.

Следует отметить, что в указанном случае предметом проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания об устранении нарушения (часть 21 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами, выдается должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.Следует отметить, что форма проведения внеплановой проверки для оценки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения должна соответствовать предмету проверки. Указанная внеплановая проверка должна проводиться преимущественно в документарной форме. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.Проведение внеплановой выездной проверки по указанному основанию допустимо только при невозможности оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения путем рассмотрения документов.

Предписания вне установленной процедуры// Как определить законность требований со стороны госоргана

Выдача органами государственного экологического надзора предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования вне процедуры проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя является распространенной практикой.

Однако такие предписания могут быть успешно оспорены природопользователями.Согласно Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — № 7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),муниципального контроля регулируются от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(в ред. от 18.04.2018; далее — № 294-ФЗ).Данным законом установлен порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Иные мероприятия по выявлению и пресечению органами государственного экологического надзора правонарушений в области охраны окружающей среды регулируются (в ред.

от 23.04.2018; далее — КоАП РФ).Зачастую органы государственного экологического надзора обходят требования № 294-ФЗ, когда по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случае выявления нарушений экологического законодательства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке КоАП РФ.На основании КоАП РФ по результатам возбужденного дела об административном правонарушении уполномоченный орган вправе вносить только представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

При этом следует учитывать, что КоАП РФ не предусматривает такой формы реагирования при совершении административного правонарушения, как выдача предписания ( Федерального закона № 294-ФЗ). Что делать, если государственный орган выдал предписание без процедуры, установленной Федеральным законом № 294-ФЗНеобходимо различать порядки проведения проверок, иных контрольно-надзорных мероприятий и мероприятий по выявлению и пресечению экологических правонарушений в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Данный факт устанавливается на основании процессуальных документов государственного органа (приказ (распоряжение) о проведении проверки или иных контрольно-надзорных мероприятий).В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам возбужденного дела об административном правонарушении в рамках КоАП РФ такому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться с заявлением об обжаловании ненормативного правового акта в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).Отметим, что выдача предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях признается незаконной и органами судебной власти.Судебная практикаСогласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2015 № 302-КГ15-11889 по делу № А33-23181/2014, отказывая в передаче кассационной жалобы Управлению Роспотребнадзора, суд установил, что заинтересованное лицо не осуществляло проверку предприятия в порядке, установленном № 294-ФЗ, а проводило административное расследование в соответствии со КоАП РФ, нормы которого не предусматривают выдачу по его результатам предписания.

В связи с этим и в целях устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, административный орган по результатам такого расследования был обязан внести представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий ( КоАП РФ), но не выдавать предписание.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+