Оглавление:
- Предписание об устранении выявленного нарушения и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В чем их различия?
- Сроки устранения нарушений
- Обязательный для исполнения характер
- Исполнимость требований документа
- Евразийский юридический портал
- Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений
- Содержание предписания
- Формирование ответа
- Предписания вне установленной процедуры// Как определить законность требований со стороны госоргана
Предписание об устранении выявленного нарушения и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В чем их различия?
Предписаниепредставляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения. В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований законодательства РФ юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину (далее – лицо), в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю. Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен: — на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства, — по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке: выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства; принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 КоАП РФ. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении нарушений законодательства, Росреестр (территориальный орган) в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов: — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; — орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, — в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Вместе с тем, при наличии у Росреестра (территориального органа) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с лицами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора) объявляют лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, и предлагают лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается в профилактических целях, в случае, если у надзорного органа есть сведения о готовящихся нарушениях (или о признаках нарушений) земельного законодательства. Что же нужно делать землевладельцу, получившему предостережение? Порядок составления и направления предостережения, подачи возражения на предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г.
Предостережение не может содержать требования о предоставлении лицом сведений и документов.
По результатам рассмотрения предостережения лицом могут быть поданы в государственный орган контроля (надзора), направивший предостережение, возражения. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 вышеуказанных Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.
При отсутствии возражений лицо в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении предостережения.
Орган государственного контроля (надзора) использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.
Для чего нужны предостережения? Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствуются и должностные лица Росреестра (территориального органа) при осуществлении надзорных функций.
Главное отличие между предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации и предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований состоит в их целевом назначении: предписание выдается в целях устранения последствий уже совершенного правонарушения, а предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действий, то есть лицо, которому адресовано предостережение, заранее информируется о возможных нарушениях с его стороны, и данное лицо имеет реальную возможность подкорректировать свою деятельность, избежав административного наказания в последствии.
Сроки устранения нарушений
В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки.
Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
Во внимание принимается серьёзность нарушения.
Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.
Внимание Предполагается, что максимальный срок не будет превышать полугода.
Допустимо продление периода, если нарушитель представит доказательства невозможности устранения несоответствий в установленный период.
Обязательный для исполнения характер
Признак обязательности состоит в том, что административное преступление по статье 19.5 Кодекса заключается в бездействии, которое выразилось в неисполнении предписания уполномоченного органа. Если предписания относятся к группе правовых ненормативных актов, они не подлежат исполнению.Можно привести следующий пример судебной практики, отраженный в Постановлении Пятого апелляционного арбитражного суда № 05АП-7794/2014 от 18 июля 2014 года.В рамках дела возник спор между налогоплательщиком и органом, осуществляемым надзор. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства и сделана соответствующая отметка.
Выписку из акта направили нарушителю для устранения недостатков в работе организации. Так как требования контролирующего органа не были исполнены в срок, руководителя юридического лица привлекли к ответственности в виде административного штрафа по статье 19.5 КоАП РФ.Налогоплательщик не согласился с решением проверяющего субъекта и подал жалобу.
В связи с тем, что требование об устранении нарушений было издано не отдельным документом, а в форме выписки из другого распорядительного акта, суд признал привлечение к ответственности незаконным.
Исполнимость требований документа
Второе значимое требование к документам императивного характера — исполнимость акта.
Суть требования заключается в том, что контрольный орган, вынесший предписание, должен четко отразить требования и сформировать у нарушителя четкое понимание того, какие действия должно совершить (или не совершать) должностное лицо.Правильность содержания документов и указание сроков исполнения предписаний одинаково важны для нарушителя и проверяющих органов.
ФАС в Волго-Вятском округе издал Постановление в рамках судебного процесса № А43-27119/2012.
В документ суд указал, что предписания должностных лиц, содержащие правомерные требования, должны быть реально исполнимыми, содержать требования законного характера, реальные сроки реализации и четко сформулированные действия, которые должен совершить нарушитель (или воздержаться от их совершения).В документе также отмечено, что указания, содержащиеся в акте о нарушении, должны четко формулироваться, излагаться кратко, ясно, четко, последовательно, доступно.
Евразийский юридический портал

Панченко В. Ю.

Макарчук И.
Обосновываются предложения о мониторинге существующих предписаний, внедрении их на локальном уровне правового регулирования, законодательной корректировке обязанности выдачи предписаний при выявлении нарушений, а также о необходимости унификации рассматриваемого правового средства. Традиционно правовыми средствами обозначаются правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологиях), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей; институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенных результатов в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач, стоящих перед обществом и государством на современном этапе. Одним из таких правовых средств является предписание, получившее наибольшее распространение в правоприменительной практике контрольных и надзорных органов.
Указанное обстоятельство представляется вполне закономерным, т.к. лексическое значение термина «предписание» отражает специфику функционального назначения и характер правовых актов- документов, исходящих от контрольных и надзорных органов.
Уполномоченные органы и лица, используя организационноправовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных.
Активность деятельности органов государственного контроля и надзора привела к существенному увеличению выдаваемых предписаний и, как следствие, к росту числа поступающих в суды дел об административных право нарушениях; судьи при рассмотрении дел данной категории стали сталкиваться с проблемой оценки решений, принимаемых указанными органами. Нередко в содержании предписаний, сформулированных контрольными или надзорными органами, содержатся ошибки, которые не только не пресекают, а, напротив, «легализуют» совершение правонарушения.
Все это обусловливает актуальность и необходимость исследования предписания как правового средства с позиций общей теории права. Анализ законодательства позволил выявить следующие виды предписаний, присутствующие в современной российской правовой жизни: — предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ6); — предписание о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса) (п.
5 ст. 166 Бюджетного кодекса РФ); Здесь и далее нормативно-правовые акты и судебная практика приводятся из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». В соответствии с указанной нормой Бюджетного кодекса РФ министру финансов предоставлено право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами РФ обязательные — предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст.
270.2 Бюджетного кодекса РФ); — предписание о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли (п.
1 ст. 11 Федерального закона от 17 августа 1995 г.
№ 147 «О естественных монополиях»); — предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав (ст. 21 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»); — предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию (ст. 21 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»); — предписание об устранении нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля) (ст. 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»); — предписание об устранении нарушений правил международных договоров РФ о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (п.
5 ст. 11 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ
«О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
); — предписание об устранении нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и (или) нормативных актов Банка России (ст.
45 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152- ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»); — предписание об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки (мера дисциплинарного воздействия, предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ); — предписание о досрочном пересмотре установленных предельных индексов и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (п.
4 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
); — предписание о необходимости подачи в суд заявления об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса (п. 5 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.
№ 210-ФЗ
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
); — предписание о демонтаже рекламной конструкции (ч. 21, 21.1, 22 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (п.
1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об отмене или изменении актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и противоречащих законодательству РФ о рекламе (п.
2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г.
№ 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции (п.
9 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г.
№ 38-ФЗ «О рекламе»); — предписание об устранении нарушений обязательных требований в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. «в» ч. 12 ст. 16 Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
№ 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
); — предписание об устранении нарушений законодательства РФ (пп. 30.23 п. 30 Вопросов Министерства юстиции РФ (утв.
указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313)); — предписание об устранении нарушений законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 6.1 пп. «д» Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской РФ (утв.
указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.
№ 711)); — предписание об устранении нарушений в сфере лесных отношений (пп. 5.4.31 п. 5.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г.
№ 736)); — предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов (пп.
№ 476)); — предписание по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пп.
«в» п. 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712)); — предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп.
«г» п. 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г.
№ 305)); — и другие. Следует отметить, что в нормативно-правовом регулировании предписание отличается от таких смежных ему правовых средств, как предостережение и представление, наличием родового Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее также — Закон о защите прав при осуществлении государственного контроля), положения которого, как показано выше, конкретизируются видовыми нормативными актами.
Согласно общему правилу, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий (ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля). В общей теории права понятие «предписание» в рассматриваемом аспекте не исследуется, что создает затруднения для соответствующих отраслевых разработок, и, как следствие, для практического применения.
В законодательстве легальная дефиниция встречается, например, в Бюджетном кодексе РФ. Согласно п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.
В судебной практике также можно обнаружить определение предписания и некоторых его разновидностей: предписание об устранении выявленных нарушений — выдаваемый юридическому лицу по результатам проверки акт органа контроля (надзора), который составляется одновременно либо после акта проверки15; предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности — акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций; предписание является самостоятельной мерой реагирования, принятой уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Для формирования доктринального определения предписания как правового средства рассмотрим его признаки. Во-первых, предписание является официальным письменным документом с соответствующими реквизитами, внутренней структурой, порядком принятия и направления адресату. Так, в п. 28 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 257) определено, что предписание органа регулирования естественных монополий должно содержать: место и дату его вынесения; наименование органа, выдавшего предписание; реквизиты дела и наименование лица, в отношении которого выдано предписание; срок исполнения и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения нарушения или от которых необходимо воздержаться; дату и форму представления доказательств исполнения предписания.
Одновременно пунктами 29 и 30 указанного Положения устанавливается, что предписание направляется в течение 10 дней со дня его принятия, а также подписывается руководителем органа регулирования естественной монополии или его заместителями в соответствии с их компетенцией и заверяется гербовой печатью этого органа.
На этот же признак указывает п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, где говорится, что предписание —
«документ органа государственного (муниципального) финансового контроля»
.
Это положение конкретизируется в соответствующем административном регламенте: фиксация результата выполнения административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия, проводимого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, осуществляется путем оформления в установленном порядке на бумажном носителе предписания (п. 109 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансовобюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере). Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты (п.
2 ст. 27 Закона о Счетной палате). Предписание Счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания (п.
3 ст. 27 Закона о Счетной палате). В предписании органов государственного строительного надзора указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч.
6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Предписания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора направляются (вручаются) адресатам в течение 5 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем их оформления (пп. «в» п. 90, п. 96 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансовобюджетной сфере).
Во-вторых, предписание — результат реагирования уполномоченного органа (должностного лица) на выявленные нарушения действующего законодательства. При этом правовые 19 Реагировать — означает отзываться каким-либо образом на раздражение, проявлять свое отношение к чему-либо (Толковый словарь русского языка. Указ. соч. — С. 660). Вынесение предписания является одним из заключительных (резюмирующих) действий (при выявлении нарушений действующего законодательства) уполномоченного органа (должностного лица) в рамках проведенного контрольного или надзорного мероприятия.
Согласно ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Наряду с материалами проверки (протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии) к акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля).
При этом акт проверки не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде (обжалование таких документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено), поскольку в сложившейся судебной практике не рассматривается как ненормативный правовой акт, а носит лишь информационный характер и отражает выявленные в ходе проверки нарушения, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения и влекущих юридические последствия, следовательно, не затрагивает права и законные интересы; по своей правовой природе указанный акт является процессуальным документом, фиксирующим результаты проверки и не является окончательным документом проверки. Иначе обстоит дело с решениями, принимаемыми антимонопольным органом по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, и являющимися основанием выдачи предписаний. Указанные решения могут быть оспорены в суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения в силу прямого указания Закона «О рекламе» (ст.
37). В отсутствие унифицированных форм и требований к содержанию указанных решений, последние могут заключать в себе властные предписания, а могут носить и исключительно информационный характер, не содержать в себе обязательных к исполнению предписаний, соответственно, обоснованность обжалования подобных решений (не являющихся ненормативным правовым актом) представляется сомнительной, разумеется, в отличие от собственно предписаний, вынесенных на основании таких решений. Аналогична ситуация с предписаниями о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (ч. 3 ст. 36 Закона «О рекламе»), предписаниями об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления (выдаются на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству РФ о рекламе (ч.
6 ст. 36 Закона «О рекламе»)). Также следует отметить право уполномоченных органов выносить предписания повторно (по результатам проверки исполнения предписания, вынесенного ранее).
До недавнего времени при проведении проверок к ранее выявленным (зафиксированным в первичном предписании) и неустраненным нарушениям нередко добавлялись вновь обнаруженные.
Такой практике был положен конец принятием Федерального закона от 14 октября 2014 г.
№ 307-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
, вступившего в силу с 15 ноября 2014 г., который дополнил ст. 10 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля положением о том, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания. Ранее, в силу неурегулированности данного вопроса в законодательстве, арбитражные суды, рассматривая соответствующие споры, использовали формулировку, согласно которой из положений Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля
«не следует вывод о том, что если целью внеплановой проверки является контроль за исполнением ранее выданного предписания, то выявление иных нарушений свидетельствует о проведении новой проверки, которая должна иметь самостоятельные основания»
, а указание контроля за исполнением ранее выданного предписания в качестве цели проверки не ограничивает право контролирующего органа реагировать на выявленные в ходе такой проверки нарушения, относящиеся к предмету проверки.
Очевидно, что приведенная новелла направлена на защиту прав проверяемых субъектов, упорядочение содержания контрольных мероприятий, снижение коррупциогенных рисков.
Тем не менее, несмотря на указанные дополнения законодательства, за административными органами сохраняется право повторного внесения предписаний при обнаружении неисполнения требований первичного предписания.
В-третьих, предписание — документ императивного содержания и властного воздействия, т.к. всегда включает в себя требование уполномоченного органа о выполнении определенных действий (воздержании от их совершения).
Так, в п. 27 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г.
№ 257) установлено, что если согласно решению органа регулирования естественных монополий сторона в соответствии со ст.
15 Федерального закона «О естественных монополиях» обязана совершить определенные действия или воздержаться от действий, орган регулирования естественной монополии направляет заинтересованным лицам предписание. В данном случае содержание решения органа определяет обязанность последнего направить предписание.
В п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ определяется, что предписание содержит требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию. Предписание должно не только указывать на допущенные нарушения действующего законодательства, но и содержать способ и порядок устранения выявленных нарушений (перечень действий, которые адресат предписания должен совершить или от совершения которых должен воздержаться в целях прекращения и устранения выявленного нарушения).
В-четвертых, предписание является правовым актом полной (исключительной) обязательности с темпоральными (временными) рамками исполнения, т.е. подлежащим не только обязательному рассмотрению, но и обязательному (безусловному) исполнению.
В п. 1 ст. 24 Закона о монополиях, п. 31 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» указано, что предписания органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее 30 дней со дня их получения. В п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что предписание содержит обязательные для исполнения в указанный в предписании срок соответствующие требования.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв.
Приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н) на должностных лиц объектов контроля возложена обязанность своевременно и в полном объеме исполнять требования предписаний.
Градостроительный кодекс РФ также устанавливает обязательность исполнения предписаний (ч. 3 п. 2 ст. 6.1, п. 1 ч. 3 ст.
8.1). Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе подлежит исполнению в срок, который указан в предписании.
Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания (ч. 4 ст. 36 Закона о рекламе). Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления подлежит исполнению в срок, который указан в предписании.
Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (ч. 7 ст. 36 Закона о рекламе). С учетом обязательности исполнения предписаний и необходимости прекращения соответствующих нарушений в некоторых федеральных законах прямо предусмотрена возможность понуждения к исполнению предписаний через судебные решения.
Например, при неисполнении предписания (о досрочном пересмотре установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных индексов, изменения предельных индексов, установленных органом регулирования субъекта РФ) до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта РФ обращается в суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса» (п. 4 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.
№ 210- ФЗ
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
); ст. 24 Закона о монополиях предусмотрено, что в случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления предписаний об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением Закона о монополиях, либо о восстановлении первоначального положения, органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения; в случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор; при неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения Закона о монополиях, органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли. Аналогичны требования Бюджетного кодекса РФ: неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п.
4 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности также имеет право обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении РФ ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 6 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв.
Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77)). В-пятых, предписания должны отвечать таким требованиям, как законность, исполнимость и ясность.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Изложенное выше позволяет определить предписание как официальный письменный документ реагирования уполномоченного органа (должностного лица), формируемый на основании актов или решений уполномоченного органа (должностного лица), имеющий императивное содержание и властное воздействие, подлежащий обязательному исполнению в установленный срок и отвечающий требованиям законности, исполнимости и ясности.
Отдельно рассмотрим вопрос, имеющий огромное значение для адресатов предписаний — возможность судебного и внесудебного обжалования. Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что для признания недействительным ненормативных правовых актов, к которым относится и предписание, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Так, п. 1 ст. 25 Закона о монополиях предусмотрено, что субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае несоответствия их Закону о монополиях, при этом подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении Закона о монополиях, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
Для предписаний также характерна возможность и внесудебного обжалования, поскольку ч. 12 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения48 в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. По результатам рассмотрения указанных заявлений выносятся соответствующие решения, которые подконтрольный субъект может обжаловать (полностью или частично) в судебном порядке.
В судебных решениях нередко отмечается, что перед обращением в суд с соответствующим заявлением субъект не воспользовался правом направления возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, или воспользовался им с пропуском установленного (пятнадцатидневного) срока, при этом предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано до истечения установленного пятнадцатидневного срока на представление возражений.
Также в судебных решениях отражаются факты удовлетворения соответствующими органами направляемых возражений, указывается, что внесение изменений в акт проверки и предписание, сделанное на основании учета представленных письменных возражений, не свидетельствует о незаконности действий административного органа.
Если изложенные в акте проверки фактические обстоятельства оспорены юридическим лицом или предпринимателем в установленный законом срок по мотивам несогласия с ними (путем направления соответствующих письменных возражений), данный акт не может быть расценен как доказательство наличия указанных в нем фактических обстоятельств, поскольку он составляется контролирующим лицом самостоятельно. Если акт проверки оспорен, наличие фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, подлежит доказыванию уполномоченным органом с использованием иных доказательств, например, путем составления акта осмотра помещений и территорий с участием понятых. Предписание как правовое средство выполняет ряд функций.
Информационная функция предписания выражается в том, что оно выступает в роли единицы правовой информации, передает адресату сведения о допущенных нарушениях, разъясняет смысл действующих норм законодательства, указывает на порядок устранения нарушений, раскрывает содержание прав и обязанностей. Для предписаний характерна и воспитательная функция, так как правовое сознание субъекта, получившего предписание, и должным образом его рассмотревшего, совершившего действия по устранению выявленных нарушений, обогащается соответствующими правовыми знаниями, а значит, повышается правовая культура адресата, укрепляется его уважение к законодательным установлениям.
Для предписания также свойственны пресекательная и превентивная (профилактическая) функции: первая выражается в направленности предписаний на прекращение и устранение выявленных нарушений законодательства, восстановление правового положения, существовавшего до нарушения, вторая — в том, что субъект, исполнив предписание, представив административному органу результаты проделанной работы по устранению выявленных нарушений, в дальнейшем может воздержаться от совершения родственных или иных нарушений в своей юридически значимой деятельности. Все вышесказанное позволяет сформулировать некоторые рекомендации прикладного характера. Во-первых, на уровне отраслевых юридических наук и самих административных органов следует провести мониторинг видов предписаний с возможным последующим сокращением их количества.
Во-вторых, считаем целесообразным формулировку п.
1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
в части обязанности должностных лиц органа контроля (надзора), проводившего проверку, в случае выявления нарушений выдавать предписание заменить формулировкой об обязанности рассмотрения возможности о выдаче предписания.
В противном случае получается, что существующая контрольно-надзорная система обязывает административные органы «гнаться» за количественными показателями, исключая возможность для проверяющего органа обойтись иными правовыми средствами при выявлении нарушений, тогда как некоторые нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки.
Подобная практика устранения нарушений одновременно с проводимой проверкой позволит избежать повторных проверок (с целью контроля за выполнением предписания), что сэкономит трудовые и материальные ресурсы органов публичной власти.
В-третьих, как теория, так и практика локального уровня правового регулирования свидетельствуют о невнедренности рассматриваемого правового средства в деятельность соответствующих структурных подразделений организаций. Между тем формирование и направление внутренних предписаний на локальном уровне будет способствовать профилактике нарушений законодательства, соответственно, послужит уменьшению количества актов реагирования, выносимых публичными органами власти. В-четвертых, законодателю следует провести унификацию (обеспечивающую единообразное понимание и применение правовых средств субъектами права) правовой регламентации данного правового средства, а органам публичной власти необходимо, используя механизмы ведомственного нормотворчества в целях уменьшения доли некорректных формулировок, правоприменительных ошибок (дефектов акта правоприменения) и недопущения превышения полномочий проверяющими, продолжить работу по утверждению и актуализации типовых форм соответствующих предписаний, уделяя надлежащее внимание соответствующей методической деятельности.
В завершение отметим, что предписание, отвечающее требованиям законности, исполнимости и ясности, является действенным правовым средством прекращения и устранения нарушений законодательства, обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов субъектов права.
Может ли предписание об устранении выявленных нарушений быть выдано позже заполнения акта по проверке?
Статья 16. Порядок оформления результатов проверки3.
К акту проверки прилагаются и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.Таким образом предписание об устранении нарушений должно выдаваться одновременно с актом проверки.Однако если предписание будет выдано позже то такое нарушение не является грубым.Соответственно это нарушение не влияет на результьтаты проверки.
в любом случаесрок устранений нарушений будет течь с даты выдачи предписания.Так что особой пользы Вы для себя не извлечете из факта более поздней выдачи предписанияВ соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2006 года результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 настоящего Федерального закона;3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений
84. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица территориального органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, обязаны выдать предписание вещателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.85. В случае выявления территориальным органом в ходе систематического наблюдения в отношении вещателя нарушений обязательных требований надзорный орган на основании статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» выдает вещателю предписание об устранении выявленных нарушений.86.
Предписание об устранении выявленных нарушений выдается в случае:86.1. Выявления нарушения, связанного с несоблюдением требований Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», требований иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания, радиовещания;86.2. Неосуществления вещателем телевизионного вещания, радиовещания более трех месяцев.87.
Предписание об устранении выявленного нарушения выдается отдельно по каждой из проверенных лицензий.88.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в предписании должно содержаться предупреждение о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения вещателем в установленный срок такого предписания.89.
Форма предписания утверждена приказом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 3 июня 2013 г. N 591
«Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.07.2013, регистрационный N 28931), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28 августа 2014 г. N 123 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2014 г., регистрационный N 34253).90.
В предписании обязательно указывается основание его выдачи и срок, необходимый для устранения вещателем нарушения и составляющий не менее трех рабочих дней, но не более трех месяцев.91.
В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного лица вещателя, а также в случае отказа вещателя дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, к которому прилагается предписание об устранении выявленных нарушений, акт вместе с предписанием направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле надзорного органа или его территориального органа.92.
При наличии согласия вещателя на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки вместе с предписанием об устранении выявленных нарушений может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю или иному уполномоченному лицу вещателя.93.
Предписание, выданное вещателю по результатам систематического наблюдения надзорным органом на основании статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в письменной форме направляется в адрес вещателя территориальным органом в течение двух рабочих дней со дня его выдачи заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.94. Предписание об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано вещателем в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу надзорного органа или территориального органа либо в суд.
Содержание предписания
Предписание, как тип документа, не имеет единой формы.
Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки.
Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:
- дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
- указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.
- информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:
- все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
- даются рекомендации (в некоторых случаях).
- сроки по их устранению;
Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал. Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.
Формирование ответа
Если нарушитель не согласен с предъявленными требованиями, он может выразить свое возражение в форме претензии, которую фиксирует проверяющий.
Такое возражение должно быть обосновано с привлечением документации, независимых экспертиз и иных достоверных доказательств. Хотя законодательством не установлена необходимость отправлять отчет о результатах проведенных мер по устранению выявленных проверкой нарушений, рекомендуется предоставить этот документ в контролирующий орган.
В нем нарушитель подробно указывает, как именно производилось исполнение предписания (следует уделить внимание каждому этапу), а также подкрепляет, например, справками или данными экспертизы.
Как правило, чем больше доказательств предоставит нарушитель, тем меньше вероятность передачи дела в судебные инстанции. Истечение установленного срока влечет за собой внеочередную проверку.
Документально закрепляются данные об отсутствии нарушений.
Документ составляется в двух экземплярах, подписывается нарушителем, исполнившим предписание, и контролирующим органом или лицом. Экземпляр акта о проведении проверки предоставляется обеим сторонам. Однако, отмечается, что на практике проверяющие проводят проверку только на основании предоставленного нарушителем отчета об устранении нарушений.
Если такой акт отсутствует, контролирующий орган передает дело в суд.
Этим и объясняется значимость направления отчета об исполнении предписания в контролирующий орган.
4.2.1. Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
4.2.1. Истечение срока исполнения предписанияоб устранении выявленного нарушения обязательных требованийи (или) требований, установленных муниципальнымиправовыми актамиВ соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.Таким образом, внеплановая проверка проводится для оценки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения.
Следует отметить, что в указанном случае предметом проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания об устранении нарушения (часть 21 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами, выдается должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.Следует отметить, что форма проведения внеплановой проверки для оценки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения должна соответствовать предмету проверки. Указанная внеплановая проверка должна проводиться преимущественно в документарной форме. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.Проведение внеплановой выездной проверки по указанному основанию допустимо только при невозможности оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения путем рассмотрения документов.
Предписания вне установленной процедуры// Как определить законность требований со стороны госоргана
Выдача органами государственного экологического надзора предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования вне процедуры проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя является распространенной практикой.
Однако такие предписания могут быть успешно оспорены природопользователями.Согласно Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — № 7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),муниципального контроля регулируются от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(в ред. от 18.04.2018; далее — № 294-ФЗ).Данным законом установлен порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Иные мероприятия по выявлению и пресечению органами государственного экологического надзора правонарушений в области охраны окружающей среды регулируются (в ред.
от 23.04.2018; далее — КоАП РФ).Зачастую органы государственного экологического надзора обходят требования № 294-ФЗ, когда по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случае выявления нарушений экологического законодательства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке КоАП РФ.На основании КоАП РФ по результатам возбужденного дела об административном правонарушении уполномоченный орган вправе вносить только представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом следует учитывать, что КоАП РФ не предусматривает такой формы реагирования при совершении административного правонарушения, как выдача предписания ( Федерального закона № 294-ФЗ). Что делать, если государственный орган выдал предписание без процедуры, установленной Федеральным законом № 294-ФЗНеобходимо различать порядки проведения проверок, иных контрольно-надзорных мероприятий и мероприятий по выявлению и пресечению экологических правонарушений в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Данный факт устанавливается на основании процессуальных документов государственного органа (приказ (распоряжение) о проведении проверки или иных контрольно-надзорных мероприятий).В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам возбужденного дела об административном правонарушении в рамках КоАП РФ такому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться с заявлением об обжаловании ненормативного правового акта в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).Отметим, что выдача предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях признается незаконной и органами судебной власти.Судебная практикаСогласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2015 № 302-КГ15-11889 по делу № А33-23181/2014, отказывая в передаче кассационной жалобы Управлению Роспотребнадзора, суд установил, что заинтересованное лицо не осуществляло проверку предприятия в порядке, установленном № 294-ФЗ, а проводило административное расследование в соответствии со КоАП РФ, нормы которого не предусматривают выдачу по его результатам предписания.
В связи с этим и в целях устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, административный орган по результатам такого расследования был обязан внести представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий ( КоАП РФ), но не выдавать предписание.
Последние новости по теме статьи
- Март 21, 2021 Приказ о вводе в эксплуатацию основных средств образец 2021 скачать
- Март 23, 2021 Сколько выводится алкоголь из мочи
- Март 23, 2021 Суд может сам отправить исполнительный лист
- Март 22, 2021 Как рассчитать 10 процентов годовых от суммы 1000000
- Март 23, 2021 Проф интересы юриста без опыта в резюме
- Март 23, 2021 Сколько стоить гражданин на екатеринбург