Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - На какой срок выбирают губернатора в россии

На какой срок выбирают губернатора в россии

Отставка грозит 10 губернаторам, полномочия которых истекают в 2020 году


Архангельскому губернатору Игорю Орлову не разрешат переизбраться на новый срок, считают эксперты /Сергей Фадеичев / ТАСС 10 из 16 губернаторов, у которых в 2020 г. заканчиваются полномочия, находятся в зоне риска, и им грозит ротация. Об этом говорится в рейтинге политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0» холдинга «Минченко консалтинг».

В красную зону, в частности, попали Александр Дрозденко (Ленинградская обл.), Алексей Островский (Смоленская обл.), Сергей Ситников (Костромская обл.), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край), Сергей Левченко (Иркутская обл.), Игорь Орлов (Архангельская обл.) и Александр Левинталь (Еврейская авт.

обл.). Правда, Левченко и Островский представляют оппозицию (соответственно КПРФ и ЛДПР), поэтому их отставка пока кажется слишком скандальной, а в готовности единороссов к конкуренции с ними есть сомнения, оговариваются эксперты. До зеленой зоны (риск отставки минимален) не дотянул никто, а в желтой максимальные 15 баллов набрали Анатолий Артамонов (Калужская обл.) и Александр Никитин (Тамбовская обл.). Среди всех губернаторов самые устойчивые позиции у Сергея Собянина (Москва), Рамзана Кадырова (Чечня), Дмитрия Артюхова (Ямало-Ненецкий округ) и Алексея Дюмина (Тульская обл.).

В рейтинге, в частности, учитывались поддержка губернаторов членами «Политбюро 2.0», большие региональные проекты и качество политического менеджмента, а за конфликты и громкие уголовные дела баллы снимались. Губернаторы из красной зоны, которым в 2020 г.

предстоят выборы, – главные кандидаты на отставку, говорит политолог Евгений Минченко:

«У тех, кто в желтой зоне, есть поддержка в «Политбюро 2.0»

, хорошее качество политического менеджмента и низкий потенциал конфликтов». Худшее положение у Левинталя: его назначение было ситуативным, уровень поддержки в центре невысокий, а позиционирование сильно ухудшилось, ведь он заходил на регион как «спаситель», схожая ситуация и у Орлова, добавляет эксперт. Деление на зоны больше вкусовое, не видно принципиальных аргументов, почему одни губернаторы в красной зоне, а другие – в желтой, отмечает политолог Александр Кынев.

Свою роль в отставках будут играть и электоральная ситуация, и вопрос о замене, считает эксперт: «Губернатор может остаться, если это принципиальный регион и найти замену проблематично, потому что может стать хуже: костромского губернатора поменять можно – и ничего не случится, а вот, например, Краснодар или Ленобласть – не зона для экспериментов.

Любой губернатор имеет в Москве и друзей, и врагов, но большой вопрос, на кого оставить такой жирный кусок. Достаточно вспомнить историю с заменой Георгия Полтавченко на Александра Беглова в Санкт-Петербурге, чтобы понять, какие тут риски.

Сложные регионы потому и сложные, что подобрать фигуру, которая была бы электоральной и устраивала элитные группы, очень тяжело». В минус будет играть и то, что часть губернаторов переназначалась в эпоху [предыдущего куратора внутренней политики Вячеслава] Володина, и срок нахождения у власти и возраст, поскольку система настроена на ротацию, говорит Кынев. С тем, что в отставку отправят Левинталя и Орлова, эксперт согласен, а вот с Левченко особая история:

«Если бы его легитимность изначально шла от президента – из серии «бог дал, бог взял»

, – это одно.

Но его все-таки выбрали избиратели.

Поэтому, скорее всего, в Иркутске будет либо сложная элитная сделка, либо конкурентная кампания». Обсудить Подписаться на уведомления

Закон о сроках пребывания губернаторов на своем посту подписан Путиным

, , 18:30 — REGNUM Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, запрещающий губернаторам субъектов Федерации занимать свой пост более двух сроков подряд. Закон опубликован во вторник, 30 июня, на официальном портале правовой информации.Уточняется, что отсчет сроков начинается с 2012 года — с момента возвращения губернаторских выборов, до этого времени все сроки обнуляются.

В новом законе прописано, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться на срок более пяти лет, при этом число таких сроков не может быть более двух.

Таким образом устанавливается предельный срок полномочий губернаторов — не более 10 лет подряд.Регулярные выборы глав субъектов Федерации проходили в России с 1996 года.

В сентябре 2004 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года.В апреле 2012 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов.2 апреля 2013 года по инициативе преемника Медведева — президента Владимира Путина, в закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

При этом прямо говорилось, принятие таких поправок вызвано решением Кремля не допустить прямых выборов в шести республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня). Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также высказался за то, что выборы глав всех северо-кавказских республик должны проходить через парламент.В итоге в остальных субъектах РФ ранее назначенные губернаторы стали уходить в отставку и назначаться президентом исполняющими обязанности главы субъекта РФ, для того чтобы выставить свою кандидатуру на выборах и получить мандат от граждан.

Губернаторы Российской Федерации на 2020 год

8 сентября 2020 года пройдут выборы губернаторов в 16 регионах, в каждом из которых на выборы идут кандидаты, поддержанные «Единой Россией».

Среди них – 13 врио, назначенных президентом, и 3 действующих губернатора. В единый день голосования также будут избираться главы и депутаты представительных органов муниципальных образований административных центров, а также пройдут дополнительные выборы депутатов Госдумы. На сегодняшний день в России насчитывается 59 действующих губернаторов.

На сегодняшний день в России насчитывается 59 действующих губернаторов.

Список действующих губернаторов в России по субъектам федераций.

Субъект Фото Глава субъекта Партия Название должности (согласно Конституциям и Уставам субъектов) Вступление в должность Окончание полномочий Предыдущие главы 10 сентября 2017 2022 , Председатель правительства Республики 20 января 2006 2020 11 октября 2018 (как и. о.) Беспартийный (выдвинут партией «») , Председатель правительства Республики 22 сентября 2017 2022 9 сентября 2018 2023 31 октября 2008 2023 26 сентября 2018 (как и.

о.) 24 октября 2010 2020 1 марта 2011 2021 Беспартийный (выдвинут партией «») 25 сентября 2017 2022 Беспартийный (выдвинут партией «») 22 сентября 2016 2021 9 октября 2014 2020 Беспартийный (выдвинут партией «») 21 сентября 2017 2022 14 мая 2012 2022 27 сентября 2018 2023 18 сентября 2016 2021 25 марта 2010 2020 , Председатель правительства Республики 18 мая 2007 2021 Беспартийный (выдвинут партией «») 18 сентября 2017 2022 (и. о.) Глава Республики, 3 октября 2018 2018 5 апреля 2007 2021 29 августа 2010 2020 Губернатор 17 сентября 2018 2023 (и.

о.) 11 октября 2018 2021 3 марта 2011 2020 Беспартийный (выдвинут партией «») 22 сентября 2015 2020 21 сентября 2018 2023 18 сентября 2017 2022 26 сентября 2018 (как и. о.) 27 сентября 2014 2020 Губернатор 28 сентября 2018 2023 Губернатор 27 сентября 2018 2023 3 февраля 2012 2020 26 сентября 2018 (как и. о.) 18 декабря 1993 2022 28 сентября 2015 2020 8 октября 2018 2023 24 сентября 2014 2020 28 декабря 2011 2020 15 сентября 2018 2023 Беспартийный 10 октября 2018 2023 2 октября 2015 2020 29 сентября 2017 2022 Губернатор 18 ноября 2000 2020 17 сентября 2018 2023 Губернатор 19 сентября 2017 2022 Беспартийный (выдвинут партией «») 28 апреля 2012 2020 (и.

о.) 2 октября 2018 2020 (и. о.) 11 октября 2018 2020 28 мая 2012 2020 (и. о.) 2 октября 2018 2020 13 сентября 2018 2023 14 сентября 2013 2023 13 апреля 2012 2020 26 сентября 2018 2023 Беспартийный Губернатор 14 октября 2017 2022 Беспартийный Губернатор 14 сентября 2018 2023 14 сентября 2018 2023 15 июня 2010 2020 14 сентября 2018 2023 Губернатор 21 сентября 2015 2020 17 сентября 2018 2023 Губернатор 14 июня 2010 2020 18 сентября 2017 2022 17 сентября 2018 2023 Губернатор 5 апреля 2012 2022 Губернатор 27 сентября 2018 (как и.

о.) 29 мая 2012 2022 Губернатор 26 апреля 2012 2020 Глава администрации 22 сентября 2015 2020 Беспартийный 23 сентября 2016 2021 Беспартийный 17 марта 2012 2022 Беспартийный 22 сентября 2016 2021 14 сентября 2018 2023 6 января 2005 2021 Беспартийный 24 сентября 2014 2020 Беспартийный Губернатор 19 сентября 2017 2022 21 октября 2010 2023 (и. о.) 03 октября 2018 2020 18 сентября 2017 2022 22 сентября 2015 2020 1 октября 2018 2023 1 марта 2010 2020 24 июля 2008 2023 9 сентября 2018 2023 Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на срок не более 5 лет.

На практике, с 1 июля 2012 года срок полномочий глав всех регионов — 5 лет.

Процедура выборов губернаторов в России

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации. Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.

Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет.

Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель». Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Рекомендуем прочесть:  Лукойл в магистратуру на целевое

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень.

Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату.

Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре.

При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области.

Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Губернаторов снова ждут замены

от 13.01.2020, 00:01 Согласно исследованию фонда «Петербургская политика», до региональных выборов 2020 года вновь ожидается серия отставок губернаторов. По мнению экспертов, наиболее вероятными кандидатами на замену являются главы Архангельской области, Чувашской республики, Камчатского края, Калужской области.

По мнению экспертов, отставка губернаторов Костромской, Пензенской, Тамбовской областей и Краснодарского края пока под вопросом. Прогноз содержится в исследовании, которое будет обнародовано в понедельник. Напомним, в сентябре этого года в 16 регионах пройдут прямые выборы губернаторов.

До этого срока Кремль традиционно должен принять решение, кто из действующих глав продлит свои полномочия, а где лучше выдвинуть перспективного новичка. В декабре прошлого года две таких замены: Иркутскую область вместо коммуниста Сергея Левченко возглавил Игорь Кобзев, а главу Еврейской автономной области Александра Левинталя сменили на Ростислава Гольдштейна. Отставка Сергея Левченко, на взгляд экспертов, может свидетельствовать об отказе от «пакетных» соглашений с парламентской оппозицией, который направлен на снижение ее притязаний перед думскими выборами 2021 года.

По мнению главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, главный кандидат на отставку в 2020 году — глава Архангельской области .

Выборы в этом регионе не будут простыми из-за протестов вокруг строительства мусорного полигона рядом со станцией Шиес, несмотря на и недавнее решение арбитражного суда о демонтаже уже возведенных сооружений. Отметим, ранее источник “Ъ”, близкий к Кремлю, заявлял, что, возможно, лучше придержать эту замену, чтобы врио губернатора не взял на себя негатив, заработанный предшественником.

Согласно оценке «Петербургской политики», судьба практически «предрешена» у следующих губернаторов:

  1. Анатолия Артамонова (Калужская область),
  2. Владимира Илюхина (Камчатка).
  3. Михаила Игнатьева (Чувашия),

Вероятны, хоть и в меньшей степени, отставки глав Костромской области (Сергей Ситников), Пензенской области (Иван Белозерцев), Тамбовской области (Александр Никитин) и Краснодарского края (Вениамин Кондратьев).

«Сигналы вокруг их руководителей весьма разноречивы»

,— говорится в исследовании фонда. Политолог Виталий Иванов соглашается с оценкой фонда по Чувашии и Калужской области, однако допускает, что губернатор Камчатского края Владимир Илюхин все же сможет сохранить свой пост.

Осведомленный источник “Ъ”, близкий к администрации президента, отмечает, что на Камчатке рейтинги власти не так плохи, и это говорит в пользу губернатора. Господин Иванов считает возможным отнести к группе вероятных отставников и Сергея Ситникова из Костромской области: губернатор управляет регионом уже два срока, при этом уже давно ходят слухи о его проблемах со здоровьем.

«Вряд ли желающие возглавить Костромскую область стоят в очереди, но новый человек для нее, конечно, найдется»

,— резюмирует господин Иванов.

В отношении пензенского, тамбовского и краснодарского губернаторов эксперт заявляет, что не удивится

«как их отставкам, так и тому, если в итоге все трое сохранят свои позиции»

. В список возможных отставников Виталий Иванов добавил бы губернатора Ростовской области Василия Голубева, у которого, по его словам, много проблем с силовыми структурами региона.

Михаил Виноградов не исключает, что если будет сделан акцент на реальном уровне жизни россиян, то в ближайшие месяцы могут состояться «показательные замены». «Негативные оценки социально-экономического состояния региона, информация о низких рейтингах власти и т.

п.— это, скорее, «гарнир» к уже принятым или лоббируемым кадровым решениям»,— возражает собеседник “Ъ”, близкий к администрации президента. Источник “Ъ” в администрации президента полагает, что говорить об отставках можно будет не раньше мартовских социологических замеров.По его словам, решения об отставках принимает президент, а он часто дает шанс тем или иным губернаторам исправить ситуацию.

Еще один источник “Ъ”, близкий к Кремлю, отмечает, что «замен ради замен» в этот раз не будет, все решения будут «точечными». Источник “Ъ”, близкий к администрации президента, заявляет, что для ряда регионов уже найдены новые кандидаты, а отставки можно ожидать в конце февраля. Андрей Винокуров

Госдума приняла поправку о повышении штрафов за нарушения на митингах

178 Наиболее серьезными препятствиями на пути потенциального кандидата наблюдатели считают первые два пункта.

Запрет на участие самовыдвиженцев создает ситуацию, при которой действующей власти для сохранения стабильности в регионе достаточно контролировать системную оппозицию, что ей чаще всего удается.

Еще большим препятствием представляется необходимость собирать подписи муниципальных депутатов, потому что на тех, во-первых, тоже можно «надавить» сверху, а во-вторых, они могут начать предвыборную торговлю по собственной инициативе. / Во-вторых, в промежутке с декабря по май Кремль поменял губернаторов во всех регионах, которые представляются действующей власти наиболее значимыми, где вскоре должны были бы пройти выборы и где действующие главы регионов имели мало шансов на переизбрание.

Другой мотивировкой смены двадцати губернаторов за пять месяцев были низкие результаты «Единой России» на парламентских выборах и Владимира Путина на президентских.

Способность обеспечить хорошие показатели на выборах — это тот критерий, который занимает Кремль больше всего. Таким образом, закон о губернаторских выборах действительно принят, как и обещал в декабре 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев. Но закон этот, как говорят политологи, неполноценный (как говорит оппозиция — жульнический).

Такое сочетание, по мнению наблюдателей, наилучшим образом отражает сущность действующей власти.

С одной стороны, демократические процедуры и вообще необходимый политес не отменяются напрямую.

С другой стороны, они так забюрократизированы и усложнены, что называть это реформой невозможно. По аналогичной схеме принят и другой закон, обещанный Медведевым после зимних митингов оппозиции – о регистрации политических партий. / Ближайшие выборы пройдут в октябре этого года. Предполагается, что выбирать губернаторов будут в четырех регионах.
Предполагается, что выбирать губернаторов будут в четырех регионах. Действующая власть рассчитывает на сохранение статус-кво – что, собственно, в данный исторический период является вообще ее главной задачей.

В зависимости от региона будет использован механизм выдвижения прежнего губернатора, если он популярен – или нового, если нет. В свою очередь оппозиция намерена сделать ставку на консолидацию сил, выдвижение единого кандидата или как минимум отсутствие борьбы между собой.

Но у действующей власти немало механизмов давления на системную оппозицию. Кто одержит победу в том или ином регионе, будет зависеть, с одной стороны, от единства оппозиции, и с другой стороны, от продавливающих и раскалывающих действий власти. Видео: Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Как назначают губернаторов в России

29 мая 2012 Автор КакПросто!

До 2005 года в России губернаторов выбирали народным голосованием, но затем эту процедуру заменили, по сути, президентским назначением.

В 2012 году к выборам решили вернуться вновь. Статьи по теме:

Вопрос «Существует ли у нас процедура отзыва депутата представительного органа власти большинством голосов электората его избирательного округа?» — 1 ответ Когда в 2004 году отменили прямые выборы губернаторов субъектов, многие сочли это решение противоречащим Конституции. Тем не менее, процедура представления на эту должность лиц самим президентом действовала вплоть до 2012 года.

Губернаторов назначало законодательное собрание субъекта, но кандидатуру утверждал президент. Так что выбор ограничивался лишь избранием самого представительного органа — заксобрания. В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов.

При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку.С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов.

Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидаты могут выдвигаться от различных партий, а также самостоятельно. В последнем случае им придется собирать подписи жителей субъекта в свою поддержку.

На пути к выборам кандидаты проходят через своего рода «фильтры». Во-первых, им для участия в избирательном процессе необходимо собрать подписи местных представителей законодательной и исполнительной власти (т.е.

депутатов, глав населенных пунктов).

Набравшие менее 5% подписей до выборов не допускаются.

И, во-вторых, все кандидаты взаимодействуют с президентом во время избирательной кампании. Т.е. глава государства может консультировать будущих губернаторов.Федеральный закон также предусматривает, что сами избиратели могут отозвать выбранного губернатора. Основанием для этого может служить нарушение им закона или

«неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом»

.

Источники:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации»

Совет полезен?

Да Нет Статьи по теме:

Похожие советы

Показать еще

Губернаторы-2020. С чем главы 16 регионов подходят к окончанию сроков своих полномочий

В 2020 году истекает срок полномочий 16 глав субъектов РФ.

Первые отставки ожидаются уже этой осенью, и кто-то из списка наверняка покинет свой пост. «ФедералПресс» проанализировал, что наработали губернаторы за последние четыре года руководства, в том числе основные экономические показатели регионов: консолидированный бюджет, уровень номинальной среднемесячной зарплаты, объем инвестиций в основной капитал, уровень бедности, естественный прирост населения и долю соответствующих нормативным требованием автодорог. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Анатолий Артамонов, Калужская область, с 2000 года. В рейтинге АПЭК* – 49 место. В Национальном рейтинге губернаторов** – 12 место.

В рейтинге фонда «Петербургская политика»*** – 8,5 балла (максимальная устойчивость). Рустам Минниханов, Татарстан, с 2010 года.

В рейтинге АПЭК – 3 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 4 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 7,7 балла (высокая устойчивость). Наталья Комарова, ХМАО, с 2010 года.

В рейтинге АПЭК – 10 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 18 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 6,9 балла (средняя устойчивость). Василий Голубев, Ростовская область, с 2010 года.

В рейтинге АПЭК – 47 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 25 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 5,7 балла (пониженная устойчивость). Михаил Игнатьев, Республика Чувашия, с 2010 года.

В рейтинге АПЭК – 28 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 50 место.

В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,5 (слабая устойчивость). Владимир Илюхин, Камчатский край, с 2011 года.

В рейтинге АПЭК – 35 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 13 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 7,2 балла (высокая устойчивость).

Александр Дрозденко, Ленинградская область, с 2012 года. В рейтинге АПЭК – 20 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 8 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 8,3 балла (максимальная устойчивость).

Алексей Островский, Смоленская область, с 2012 года.

В рейтинге АПЭК – 41 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 43 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 5,4 балла (пониженная устойчивость).

Сергей Ситников, Костромская область, с 2012 года. В рейтинге АПЭК – 40 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 63 место.

В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 8,1 балла (максимальная устойчивость).

Игорь Орлов, Архангельская область, с 2012 года. В рейтинге АПЭК – 83 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 60 место.

В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,6 (слабая устойчивость).

Александр Богомаз, Брянская область, с 2014 года. В рейтинге АПЭК – 74 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 59 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,7 (слабая устойчивость).

Вениамин Кондратьев, Краснодарский край, с 2015 года.

В рейтинге АПЭК – 18 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 16 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,6 (слабая устойчивость). Александр Никитин, Тамбовская область, с 2015 года.

В рейтинге АПЭК – 71 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 29 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 7,0 балла (высокая устойчивость).

Иван Белозерцев, Пензенская область, с 2015 года.

В рейтинге АПЭК – 65 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 53 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 7,3 балла (высокая устойчивость). Сергей Левченко, Иркутская область, с 2015 года.

В рейтинге АПЭК – 78 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 66 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,6 балла (слабая устойчивость). Александр Левинталь, Еврейская автономная область, с 2015 года.

В рейтинге АПЭК – 81 место. В Национальном рейтинге губернаторов – 80 место. В рейтинге фонда «Петербургская политика» – 4,7 балла (слабая устойчивость). *Рейтинг АПЭК – июнь 2020 года.

**Национальный рейтинг губернаторов по итогам 2018 года. ***Рейтинг фонда «Петербургская политика» за июнь 2020 года. Что решит судьбу губернаторов До 2020 года некоторые из тех глав субъектов, чьи полномочия подходят к концу, могут попасть в «осеннюю ротацию».

С другой же стороны, и без нее существуют риски лишиться поста.

С этого года федеральная власть начала более внимательно присматриваться к KPI руководителей регионов. Какие факторы могут повлиять на судьбу губернаторов?

Об этом «ФедералПресс» спросил у экспертов.

Комментирует политолог Дмитрий Фетисов:«В основном эти факторы будут неизменными. В первую очередь, основной фактор – это рейтинг в регионе.

Так же, как и в этом году, когда определялась судьба губернаторов – переназначать действующих или нет, – этот фактор был одним из самых основных. Второй момент – это оценка качества их работы непосредственно Кремлем. Так как важности национальных проектов будет уделяться все больше и больше внимания, соответственно, если глава региона будет проваливать реализацию национальных проектов у себя в субъекте, вряд ли у Кремля возникнет желание продлевать его полномочия».

Комментирует политтехнолог Марат Баширов: «Первое – это уровень протестной активности населения. Я думаю, что этот политический фактор выходит на первое место.

На втором месте, конечно, реализация национальных проектов. Так как уже утверждены критерии оценки губернаторов, то помимо оценок, которые будут давать исполнительные органы власти, будет вот такая еще комплексная, сводная таблица оценок.

Третий фактор – это возраст, потому что мы видим, что сохраняется явный тренд на обновление губернаторского корпуса.

Очень много в числе кандидатов тех, кто прошел лидерскую школу, которую ведет администрация президента. Четвертый фактор косвенно связан с нацпроектами, но, в принципе, он до сих пор рассматривался отдельно – это социальное положение населения.

Там несколько показателей: уровень доходов, безработица, коэффициент рождаемости, смертность и так далее».

Комментирует политический консультант Виктор Потуремский: «Прежде всего, основной вызов – экономика и все, что с этим связано. Я имею в виду экономику в конкретном разрезе, это качество жизни населения в регионе: рабочие места, заработная плата, рост тарифов, доходы и т.

п. На второе место я бы поставил политическую систему.

У нас есть общее снижение доверия к политическим партиям.

В этом году часть губернаторов от власти идет самовыдвиженцами. Очень интересно все-таки, как партии будут проводить работу над ошибками, что будет происходить.

На мой взгляд, это будет очень важно в преддверии 2021 года.

Губернаторские выборы и выборы в Государственную думу, тем более по одномандатным округам – это, скажем, по сложности и комплексности задач сравнимые проекты».

Комментирует президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов: «Факторы очевидны, они описаны в требованиях, которые предъявляются к высшим должностным лицам на территориях.

Это 12 параметров по социально-экономическим успехам территории. Плюс к этому добавляется умение работать с внутренней политикой, то есть лояльность населения к власти. [На осеннюю ротацию] могут повлиять интересы больших групп около президента.

Вполне возможно, на каких-то территориях планируются большие дела, и какая-то финансово-промышленная группа при президенте может повышать свой интерес к той или иной территории, и может начаться внутренняя игра за получение высшего должностного лица. Только это, потому что все остальное идет планово».

Фото: kremlin.ru

Тренд 2017 года

В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России.

Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово «молодой» подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду.

Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.

История губернаторских выборов в современной России

В 1999 году было введено положение, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд.

В сентябре 2004 года, через 10 дней после развязки трагедии в Беслане, президент России Владимир Путин, выступая на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, сенаторов и депутатов, огласил программу политических реформ. Наиболее масштабной стала инициатива по отмене прямых выборов губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе. 11 декабря 2004 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно закону, прямые выборы глав субъектов РФ были заменены на утверждение кандидатур губернаторов местными законодательными собраниями по представлению президента РФ.

Документ предусматривал также, что глава региона, всенародно избранный до вступления в силу закона о новом порядке выборов, может поставить вопрос о доверии ему перед президентом РФ. 23 января 2005 года в Ненецком автономном округе состоялись последние прямые выборы главы региона.

31 декабря 2005 года был принят ФЗ

«О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О политических партиях». Закон был направлен на повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Документ предусматривал, что политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный орган власти субъекта РФ был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение указанным органом предложения президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Предложение политической партии подлежало обязательному рассмотрению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в случае поддержки этого предложения большинством голосов от числа избранных депутатов направлялось в установленном порядке президенту России. В 2009 году был принят ряд поправок к порядку наделения полномочиями глав субъектов РФ.

22 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, предложил осуществить комплексную реформу российской политической системы, в частности проводить выборы глав регионов прямым голосованием.

Идея возврата к прежней системе выборности губернаторов была также озвучена ранее премьером. Путин во время прямой линии 15 декабря предложил подумать над тем, чтобы кандидатов в губернаторы предлагали все партии, которые представлены в региональном парламенте, а не только партия-победитель. При этом кандидатуры все равно будут проходить через «президентский фильтр», и за главой государства остается право их отставки, отметил он.

16 января 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям — выдвигать кандидатов в губернаторы.

25 апреля законопроект был принят Госдумой, 27 апреля — одобрен Советом Федерации.

2 мая президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о прямых выборах губернаторов. Закон стал одним из главных документов, принятых в рамках политической реформы, которую инициировал Медведев в последние месяцы пребывания на посту президента.

Принятый закон вступил в силу 1 июня 2012 года.

В соответствии с документом кандидаты на должность главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина.

Кроме того, баллотироваться в губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку — от 0,5% до 2%.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами (своего рода «президентский фильтр»). Выборы губернаторов при необходимости будут проходить в два тура — для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки. Закон устанавливает, что губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.

Первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года (14 октября) и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Статус и полномочия Губернатора области (Выписка из Устава Вологодской области)

Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области — Правительство области. Статья 36. Наделение полномочиями Губернатора области, вступление в должность Губернатора области

  • Губернатор области вступает в должность с момента принесения населению области присяги следующего содержания: «Вступая в должность Губернатора Вологодской области, приношу присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области».
  • Законодательное Собрание области рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора области в течение 10 дней со дня внесения представления (повторного представления)
  • . Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
  • Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора области Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и настоящим Уставом.

Статья 37.

Срок полномочий Губернатора области

  • Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет.
  • Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность.
  • Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность Губернатора области лица, наделенного полномочиями в соответствии со статьей 36 настоящего Устава, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

Статья 38.

Основные полномочия Губернатора области

  • В случаях временного отсутствия Губернатора области, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, его обязанности исполняет первый заместитель Губернатора области, а в случае временного отсутствия первого заместителя Губернатора области — один из заместителей Губернатора области, уполномоченный Губернатором области.
  • его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • Должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия, не вправе совершать действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, частью 2 статьи 38, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, а также не вправе подписывать от имени области как субъекта Российской Федерации договоры государственно-правового характера, договоры о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной исполнительной власти области, подписывать и обнародовать (официально опубликовывать) законы области либо отклонять законы области.
  • подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством;
  • информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области;
  • его отставки по собственному желанию;
  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  • решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области;
  • Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области:
  • вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке постановления Законодательного Собрания области;
  • определяет порядок подготовки органами исполнительной государственной власти области проекта договора о разграничении полномочий, направляет проект договора о разграничении полномочий в Законодательное Собрание области, подписывает договоры о разграничении полномочий, соглашения с федеральными органами исполнительной власти, в том числе о передаче осуществления части полномочий органов исполнительной государственной власти области, а также договоры, соглашения от имени области как субъекта Российской Федерации;
  • назначает половину состава избирательной комиссии области;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство области, руководит Правительством области, председательствует на заседаниях Правительства области и принимает решение об отставке Правительства области; з) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица;
  • представляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально-экономического развития области, публикует проект областного бюджета; г) ежегодно представляет в Законодательное Собрание области отчеты об исполнении областного бюджета, о выполнении программ социально-экономического развития области; представляет Законодательному Собранию области ежегодный отчет о результатах деятельности Губернатора области, Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием области;
  • Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами «а», «б», «в» части 1 настоящей статьи. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области в случае, предусмотренном пунктом «а» части 1 настоящей статьи, принимается Законодательным Собранием области.
  • учреждает государственные награды области, почетные звания области, государственные премии области, награждение которыми (присуждение которых) осуществляется Губернатором области, награждает государственными наградами области, присуждает почетные звания области, государственные премии области;
  • вправе обращаться в суды;
  • .

    Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:

  • признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • принимать решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.
  • ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета;
  • Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным пунктами «б» — «г», «ж», «и» — «л», «н.1» — «с», «у» — «ч», «щ» части 1, частью 2 настоящей статьи, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, первому заместителю Губернатора области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти области.
  • осуществляет руководство гражданской обороной на территории области, в том числе по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • его смерти;
  • Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первого заместителя и заместителей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+