Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Нормирование гсм в казенном учреждении

Нормирование гсм в казенном учреждении

Нормирование гсм в казенном учреждении

Нормирование расходов по ГСМ


Вопрос о размере затрат на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) на служебный автотранспорт является актуальным уже довольно длительное время. Ранее финансисты разъясняли, что при списании ГСМ компании должны учитывать нормы, установленные Минтрансом России (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Однако в недавних письмах чиновники поменяли свою точку зрения (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Расходы на ГСМ для служебного транспорта учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, расходы на приобретение горючего по автомобилям, используемым для других целей, включаются в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На это указывают и чиновники (письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

В течение длительного времени финансовое ведомство давало разъяснения, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в налоговом учете в пределах норм Минтранса России.

При этом финансисты настаивали, что включение в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ сверх таких норм неправомерно (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Кроме того, и в судебной практике встречалась позиция, что учитывать расходы на ГСМ сверх норм при налогообложении прибыли нельзя (пост.

ФАС ЗСО от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008). Помимо этого, чиновники разъясняли: в случае если Методическими рекомендациями не предусмотрено нормативов списания ГСМ для некоторых автомобилей, то такие нормы руководитель организации может ввести в действие своим приказом. При этом данные нормы могли быть разработаны только по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими расчет по специальной программе-методике.

А до принятия соответствующего приказа о нормах организации могли учитывать информацию о транспортном средстве из соответствующей технической документации, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640).

Налоговики также не раз об этом высказывались (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 03.11.2009 № 16-15/115253, от 13.10.2009 № 16-15/107268).

Однако в 2012 году Минэкономразвития России провело экспертизу Методических рекомендаций. В своем Заключении от 20 апреля 2012 года по результатам экспертизы министерство указывает на необходимость исключения положения о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности (п.

3 Методических рекомендаций).

Минэкономразвития России справедливо отмечает, что кроме указания на экономическую оправданность расходов Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (подп.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ; пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92). Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст.

4 НК РФ). Также специалисты Минэкономразвития России провели анализ более шестидесяти арбитражных дел, подавляющее большинство из которых сложилось в пользу налогоплательщика.

В них сделан вывод об отсутствии нормирования расходов на ГСМ (пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 № Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07).

В связи с этим в 2013 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последних письмах Минфина России изложена радикально измененная позиция в части учета ГСМ: налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованных налогоплательщиком ГСМ (подтвержденную документально).

А при определении обоснованности произведенных затрат компании могут учитывать нормы, установленные Методическими рекомендациями. То есть, налогоплательщик вправе учитывать эти нормы, но не обязан (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Утверждение каких-либо норм в учетной политике или приказе не является обязательным.

Налогоплательщик вправе установить нормы расходов, причем эти нормы могут применяться исключительно с целью контроля расходов, а не для целей налогообложения прибыли.

Кроме того, требуется документально доказать факт несения расхода. При этом фактически произведенные расходы предприятия на ГСМ могут быть подтверждены любыми оправдательными документами.

Обратите внимание: авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут сами по себе служить основанием для списания горюче-смазочных материалов в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Таким первичным документом для списания ГСМ является путевой лист по типовой форме (утв.

пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78) либо по самостоятельно разработанной и утвержденной форме, содержащей обязательные реквизиты (приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Экспертиза статьи: Ирина Нечитайло, начальник отдела налогового консультирования компании UHY «Янс-Аудит»

  1. , руководитель департамента налоговой безопасности аудиторской компании «Аудит-Классик», налоговый консультант

Источник: журнал .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей. Это легко © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль.

Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время. Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?

Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации. Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов. В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы. Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

, введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Рекомендации). Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2011 N 03-03-06/4/67.

Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.

Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным.
Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.

Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций.

Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Материал подготовлен специалистами «». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку.

У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто.

Помогите ей. Это легко © 2001–2020, Клерк.Ру. 18+

Учет расходов на ГСМ в бюджетных организациях

Л. Салина Нормы расхода топлива и смазочных материалов имеют существенное значение прежде всего для планирования расхода топлива при составлении сметы доходов и расходов бюджетной организации.

Применяются они также и для расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической и плановой себестоимости, оценки эффективности использования материальных ресурсов организации.

Данные нормы служат основой при организации внутреннего контроля за расходованием ГСМ. Не секрет, что и контролирующие органы используют их в ходе проверок в бюджетных организациях. Нормы расхода на ГСМ В 2005 году продолжают действовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленные Руководящим документом Р3112194-0366-03[1] (далее — Руководящий документ).

Нормативный расход топлива определяется по формулам, которые приведены в Руководящем документе. Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива. Существует ряд условий, при работе в которых нормы расхода топлива могут повышаться.

Например, при работе в зимнее время они могут быть увеличены от 5 до 20 % в зависимости от климатических районов страны, при работе в городах — от 5 до 25 % в зависимости от населенности (количества человек), при увеличении срока нахождения автомобиля в эксплуатации и др. Документальное подтверждение расходов на ГСМ Для подтверждения факта приобретения ГСМ необходимы утвержденный авансовый отчет и кассовые чеки, а также путевые листы.

При отнесении ГСМ на расходы следует обратить особое внимание на наличие и оформление путевых листов, которые являются первичными документами по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

В соответствии с п. 3 Инструкции № 70н[2] все операции, проводимые бюджетными учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в Приложении № 2 к инструкции. Это приложение содержит Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД)

«Унифицированная система первичной учетной документации»

, в котором приведены формы путевых листов для различных видов транспорта, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 78[3] . Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и действителен только на один день или смену.

На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более суток (одной смены).

В путевом листе обязательно проставляют его порядковый номер, дату выдачи, печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Также в нем указывают марку автомобиля, место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, расход горючего (по норме и фактический), а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж. На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

Особое внимание при заполнении путевого листа следует уделить его оборотной стороне.

На практике в графах «Место отправления», «Место назначения» встречается такая формулировка, как «работа по городу». Во избежание споров с контролирующими органами надо указывать конкретное место: город, населенный пункт, район, улица и пр. Могут возникнуть ситуации, когда бензин списывается по путевым листам, дата которых приходится на выходной (нерабочий) день.

В соответствии с нормами ТК РФ работа в выходной день допускается.

Однако следует иметь в виду, что привлечь водителя к работе в выходной день можно в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия и по письменному распоряжению работодателя.

В случаях, не предусмотренных указанной статьей, — с его письменного согласия и по письменному распоряжению работодателя с учетом мнения представительного органа работников[4] . При отсутствии заявления водителя и письменного распоряжения руководителя организации работа в выходной день, а именно списание бензина, может быть квалифицирована проверяющими органами как незаконное расходование средств.

Бюджетный учет ГСМ Бензин и другие горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, в соответствии с Инструкцией № 70н учитываются или в составе материальных запасов на счете 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы», или, в случае приобретения талонов на бензин, в составе денежных средств на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Приобретение талонов на бензин возможно через подотчетное лицо или безналичным путем. Необходимо сказать о правилах учета денежных документов, предусмотренных новой Инструкцией по бюджетному учету, которые регламентированы пунктами 96 — 98.

На счете 201 05 000 учитываются оплаченные талоны на бензин и масла, которые хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляется приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002). Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф.
0310002). Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф.

0310003) отдельно от операций по денежным средствам. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов, а учет операций с денежными документами — в Журнале по прочим операциям. Пример. В кассу учреждения были оприходованы талоны на бензин: — оплаченные через подотчетное лицо за счет средств предпринимательской деятельности — на сумму 3 000 руб.; — оплаченные безналичным путем за счет бюджетного финансирования — на сумму 28 000 руб.

Водителю легкового автомобиля выданы талоны на сумму 8 000 руб. На основании путевого листа определен расход бензина для хозяйственных нужд в рамках уставной деятельности на сумму 3 000 руб., в рамках предпринимательской деятельности — на сумму 5 000 руб. В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Оприходованы талоны на бензин от подотчетного лица, оплаченные за счет средств предпринимательской деятельности 2 201 05 510Поступление денежных документов 2 208 11 660Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих расходов 3 000 Оприходованы талоны на бензин, полученные от организации, оплаченные за счет бюджетного финансирования 1 201 05 510Поступление денежных документов 1302 23 730Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 28 000 Выданы талоны на бензин водителю для нужд предпринимательской деятельности 2 208 11 560Увеличениедебиторской задолженности подотчетных лицпо оплате прочих расходов 2 201 05 610Выбытие денежных документов 3 000 Использованы талоны на бензин для нужд предпринимательской деятельности 2 105 03 340Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов 2 208 11 660Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 3 000 Выданы талоны на бензин водителю для нужд основной деятельности 1 208 11 560Увеличениедебиторской задолженности подотчетных лицпо оплате прочих расходов 1 201 05 610Выбытие денежных документов 5 000 Использованы талоны на бензин для нужд основной деятельности 1 105 03 340Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов 1 208 11 660Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 5 000 На основании путевого листа списан бензин на расходы по предпринимательской деятельности 2 106 04 340Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ услуг) 2 105 03 440Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов 3 000 На основании путевого листа списан бензин для нужд основной деятельности 1 401 01 272Расходование материальных запасов 1 105 03 440Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов 5 000 Отследить, когда именно водитель использовал талоны, то есть залил бензин в бак, не представляется возможным. Поэтому эту проводку, по мнению автора, можно делать одновременно с проводкой на выдачу талонов.

Как видно из примера, учет расходов на ГСМ не вызывает вопросов, если на стадии получения (приходования) талонов учреждение знает, за счет каких средств приобретались талоны, и на какие цели они будут использованы. Налоговый учет Затраты на ГСМ в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются в составе расходов на содержание служебного автотранспорта (пп.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В общей части Руководящего документа говорится о том, что нормы используются при расчете нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.

д. Однако в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на содержание служебного автотранспорта не относятся к нормируемым расходам, за исключением расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Не стоит забывать, что, признавая расходы, нужно соблюдать три критерия, установленные ст.

252 НК РФ, среди которых главным является экономическая обоснованность расходов.

Если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговых органов вопросы. Дата утверждения авансового отчета будет датой признания расходов на ГСМ в целях налогообложения (пп.

5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Но следует помнить, что доходы могут быть уменьшены только на сумму произведенных расходов (п.

1 ст. 252 НК РФ), а сам по себе факт приобретения ГСМ не означает, что расходы произведены.

Приобретенный бензин должен быть израсходован.

Документом, который подтверждает факт и дату расхода горючего, а также производственную направленность такого расхода, является путевой лист.

Поэтому правильное оформление путевого листа важно и для списания бензина в целях налогообложения.

[1] Руководящий документ Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. Минтрансом РФ 29.04.03., действует до 01.01.08. [2] Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 26.08.04 № 70н. [3] Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

N 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

. [4] Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877

«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

  1. 02.06.2003
  2. 15.09.2011
  3. 26.04.2002
  4. 05.03.2012
  1. Еще из региона

Когда нужны повышающие надбавки

Повышенные надбавки можно использовать при наличии этих обстоятельств:

  1. Плохие дороги с ухабами. Надбавка также составит 5-20%.
  2. Зимний период. Норма расхода повышается на 5-20%.
  3. Городские дороги.

    Норма увеличится на 5-25%.

Надбавка актуальна и для старых авто. Она применяется, если пробег равен более 100 000 км, а срок использования ТС превышает 5 лет.

Порядок списания ГСМ

Списывать горюче-смазочные материалы следует ежемесячно. В качестве документов-оснований используйте:

  1. журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если автомобиль заправляли по талонам;
  2. путевой лист;
  3. направление работника в командировку на служебном автомобиле.
  4. приказы руководителя учреждения, которые утверждают норму пробега автомобиля, лимит расхода топлива на месяц в зависимости от марки, модели ТС;
  5. авансовый отчет, если бензин приобретался за наличные средства;

Обратите внимание на соотношение фактического пробега и установленного месячного лимита. Списывая ГСМ, обязательно учитывайте нормы расхода топлива и лимит километража.

Если пробег автомобиля больше, чем принятые руководством учреждения нормы, и это превышение не обосновано производственными задачами, бухгалтер при расчете расхода бензина использует именно утвержденный лимит.

Используйте данные граф «Расход по норме» и «Расход фактический». Данные в них в большинстве случаев совпадают.

Но если показатели расхода ГСМ отличаются, списывать бензин следует по наименьшему показателю, то есть если норма превышает фактический расход, то бензин списывается именно по факту. Содержание операции Дебет Кредит Казенные учреждения Списание ГСМ 1 401 10 272 1 105 33 440 Бюджетные и автономные учреждения Списание ГСМ в рамках приносящей доход деятельности 2 106 34 340 2 105 33 440 Списание ГСМ в рамках основной деятельности 4 106 34 340 4 105 33 440

Обновленные нормы расхода ГСМ.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ -23‑р (далее – Распоряжение № АМ -23‑р, Методические рекомендации).

Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.

д. Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям.

Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА -51‑р . Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ -23‑р?

Руководствоваться Распоряжением № АМ -23‑р предписывают:

  1. Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03‑2609);
  2. Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03‑03‑06/1/2875, от 30.01.2013 № 03‑03‑06/2/12 , от 03.06.2013 № 03‑03‑06/1/20097, от 03.09.2010 № 03‑03‑06/2/57 , от 14.01.2009 № 03‑03‑06/1/6).

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ -23‑р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02‑10‑010/55111).

Если Распоряжением № АМ -23‑р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива?

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03‑03‑06/4/71 , от 10.06.2011 № 03‑03‑06/4/67).

Учет гсм в казенном учреждении проверка. Как отразить в учете приобретение гсм по талонам

» Наличие автотранспорта заставляет автономное учреждение приобретать ГСМ.

Основной целью учета данного вида нефинансовых активов является обеспечение правомерности его расходования. Особое значение приобретает четкое исполнение требований нормативных актов, регулирующих его нормирование. Как показывает практика проверок, наибольшее количество нарушений связано именно со списанием топлива с учета.

О том, как избежать ошибок в учете, мы расскажем в статье.

Нормы расхода Горюче — Свою деятельность автономное учреждение осуществляет в соответствии с планом финансовохозяйственной деятельности. Планирование расходов на ГСМ, а также ведение статистической отчетности, определение себестоимости перевозок АУ осуществляется в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ23р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте» (далее.

Рекомендации). В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры их потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: 1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии; 2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: — автобуса, где учитываются снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров; — самосвала, где учитываются снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5); 3) транспортная норма в литрах на 100 ткм (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля.

Учет дорожнотранспортных, климатических и других факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходной нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего транспортное средство, или местной администрации).

Нормативный расход топлива определяется по формулам. Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива. Например, для нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где: Qн.
Например, для нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где: Qн.

нормативный расход топлива, л; Hs . базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S .

пробег автомобиля, км; D . поправочный коэффициент к норме (суммарная относительная надбавка или снижение), %.

Для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую нормы расхода топлив отсутствуют в Рекомендациях, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программеметодике (п.

6 Рекомендаций). В соответствии с приложением 1 к Рекомендациям нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для . Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок.

в килограммах на 100 л расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводовизготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п. Бухгалтерский учет Горюче — смазочных материалов В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н для учета ГСМ предусмотрен счет 105 03 «Горюче — смазочные материалы», на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.

д. В автономных учреждениях, использующих различные виды Горюче — смазочных материалов, должен быть организован их раздельный учет в зависимости от их видов (бензин, дизельное топливо, керосин и т. д.) и направлений их расходования (например, при использовании в платной деятельности или при выполнении государственного (муниципального) задания). Учет расходов на приобретение ГСМ.

Горюче — смазочные материалы, как и другие группы материальных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Перечень расходов, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, установлен п. 102 Инструкции N 157н. К ним, в частности, относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе.

расходы по доставке). Следует обратить внимание, что если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований ГСМ, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования Горюче — смазочных материалов в их общей стоимости.

Например, согласно договору поставки каждый месяц в АУ поставляется: бензин А92 на сумму 230 000 руб.; бензин А95 . 125 000 руб.; бензин А80 . 60 000 руб.

Общая стоимость составляет 415 000 руб.

(230 000 +125 000 + 60 000). Расходы по доставке ГСМ на склад хранения составляют 10 800 руб.

Таким образом, распределение стоимости расходов по доставке на каждый вид топлива будет соответственно следующим: бензин А92 . 5 980 руб.; бензин А95 . 3 250 руб.; бензин А80 . 1 560 руб. Описанная выше ситуация встречается на практике довольно редко, это связано с тем, что в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения не располагают собственными заправочными пунктами, поэтому зачастую приобретение ГСМ осуществляется посредством закупки топливных талонов, с помощью пластиковых карт или за наличный расчет через подотчетных лиц.

Далее при формировании фактической стоимости ГСМ следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов. Формирование стоимости всех видов топлив осуществляется с использованием счета 106 04 «Вложения в материальные запасы» (п.

133 Инструкции N 157н). В случае если учреждение дополнительных расходов, связанных с приобретением ГСМ, не несет, расходы по оплате их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 03 «Горюче — смазочные материалы».

Суммы НДС, уплаченные при приобретении ГСМ, не включаются в их фактическую стоимость, за исключением случаев, когда деятельность АУ не подлежит обложению НДС (ст. 149 НК РФ) либо налогоплательщик имеет освобождение от исполнения данных обязанностей в соответствии со ст. 145 НК РФ. Принятие к учету расходов, связанных с приобретением ГСМ, будет отражено следующим образом (п.

51 Инструкции N 183н): Дебет счета 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» Кредит счетов 0 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», 0 302 22 000 «Расчеты по транспортным услугам», 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам» Оприходование ГСМ в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении, в том числе по нескольким договорам, отражается так (п. 34 Инструкции N 183н): Дебет счета 0 105 03 000 «Горюче — смазочные материалы» (105 23 000, 105 33 000) Кредит счетов 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы», 0 302 00 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 304 04 340 «Внутренние расчеты по приобретению материальных запасов» (в рамках движения ГСМ между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами)) Рассмотрим на примерах принятие к учету ГСМ посредством их приобретения: — по безналичному расчету; — по топливным талонам; — с использованием ; — за наличный расчет через подотчетных лиц.

АУ приобрело три канистры масла по цене 1 500 руб.

за штуку (в том числе НДС 18% . 228,80 руб.). Расходы по доставке составили 200 руб.

(в том числе НДС 18% . 30,50 руб.). Оплата производилась в безналичном порядке за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Счет учреждения обслуживается кредитной организацией.

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом: * Оприходование ГСМ от производится на основании накладной и счетафактуры. АУ в апреле 2011 г. приобрело за счет приносящей доход деятельности 100 талонов на бензин А80.

Каждый талон рассчитан на 20 л бензина.

Цена 1 л. 20 руб. (в том числе НДС). Договором предусмотрено перечисление аванса в размере 30% (12 000 руб.) и окончательный расчет в конце месяца (28 000 руб.). Учреждение обслуживается в Федеральном казначействе.

Талоны на бензин оприходованы в кассу учреждения и затем выданы под отчет водителям на месяц: 10 талонов. Иванову В. В. и 15 талонов. Сидорову И. И. В конце месяца водители представили авансовые отчеты с корешками от талонов.

АУ освобождено от обязанности плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Содержание операции Дебет Кредит Сумма,руб. Перечислен аванс поставщику 2 206 34 000 2 201 11 000 12 000 Оприходованы талоны на бензин в кассу АУ(100 шт.

x 20 л x 20 руб.) 2 201 35 000* 2 302 34 000 40 000 Произведена окончательная оплата поставленных в учреждение талонов 2 302 34 000 2 201 11 000 28 000 Произведен зачет аванса 2 302 34 000 2 206 34 000 12 000 Выданы в подотчет талоны водителю Иванову В.

В.(10 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 4 000 Выданы в подотчет талоны водителю Сидорову И.

И.(15 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 6 000 Приняты к учету ГСМ при проверке авансовых отчетов: — Иванова В.

В. — Сидорова И. И. 2 105 33 000**2 105 33 000* * 2 208 34 0002 208 34 000 4 000 6 000 * Согласно п. 169 Инструкции N 157н талоны на бензин являются денежными документами и должны храниться в кассе учреждения.

Прием талонов в кассу производится по Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001); по Расходному кассовому ордеру (ф.

0310002) водителям выдаются талоны под отчет. ** Получаемые по талонам ГСМ приходуются на основании корешков талонов, приложенных к авансовым отчетам водителей. В корешке содержится такая информация, как марка ГСМ и номер талона. Номер на отрывном корешке подтверждает факт использования именно тех талонов, которые были получены под отчет.

Номер на отрывном корешке подтверждает факт использования именно тех талонов, которые были получены под отчет.

АУ осуществляет заправку ГСМ с использованием пластиковой карты на сумму 50 000 руб.

Топливная организация изготавливает одну пластиковую карту на сумму 500 руб.

(в том числе НДС. 76,27 руб.), которая переходит в собственность учреждения. Для заправки автомобиля топливная карта выдана в подотчет водителю легкового автомобиля.

В конце месяца водитель представил авансовые отчеты, подтверждающие заправку по пластиковой карте на сумму 50 000 руб.

Все расходы оплачиваются с лицевого счета, открытого в ОФК, за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания. Деятельность учреждения не подлежит обложению НДС в соответствии со ст.

149 НК РФ. При отражении операций с использованием топливных карт следует отметить, что ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 183н порядок их отражения не разъяснен. Однако ранее Минфином в Письме от 03.06.2008 N 02 14 10а/1611 были даны рекомендации о том, что приобретенные карты по предварительно оплаченным товарам рассматриваются в целях как документы, подлежащие учету в порядке, установленном для учета бланков строгой отчетности. Таким образом, карты ГСМ следует учитывать в соответствии с Инструкцией N 157н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и месту их хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (ф.

0504045) (п. 338 Инструкции N 157н). В ней указываются виды, серии и номера бланков, даты их получения (выдачи), цена, количество и подписи лиц, их получивших.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями: * Поступление бланков строгой отчетности отражается записью на забалансовом счете 03 в условной оценке 1 руб. за 1 бланк или по стоимости приобретения бланков (порядок оценки устанавливается учреждением в учетной политике). Учет бланков строгой отчетности ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения (п.

337 Инструкции N 157н). ** Внутреннее перемещение бланков строгой отчетности в учреждении отражается путем изменения ответственного лица и (или) места хранения на основании оправдательных первичных документов (п. 337 Инструкции N 157н). *** Количество заправленного бензина и его стоимость подтверждаются документами, выданными водителю на заправочной станции, которые он прилагает к авансовому отчету. В конце месяца количество и стоимость сверяется со счетомфактурой и накладной, выданной топливной компанией.

АУ выдало водителю под отчет денежные средства в сумме 1 100 руб. на приобретение бензина А92. Им в установленные сроки представлен авансовый отчет с приложенными к нему кассовыми чеками на эту сумму. Расходы осуществляются за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи: * Сроки выдачи под отчет на приобретение ГСМ и представления авансовых отчетов отражаются в учетной политике учреждения. Учет списания ГСМ. Сама процедура списания ГСМ не вызывает особой сложности в учете. В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) данного материального запаса производится по фактической стоимости каждой единицы (литра, килограмма и т.

д.) либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по их группе (виду) закрепляется в учетной политике АУ и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска) (п. 108 Инструкции N 157н). Списание бензина () производится на основании правильно оформленных путевых листов (ф.

0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) водителей автотранспортных средств АУ, отражающих его использование (п.

36 Инструкции N 183н). Иные Горюче — смазочные материалы (масла, тосол, охлаждающая жидкость и т.

п.) списываются согласно Акту о списании материальных запасов (ф.

0504230). Расходование масел, указанное в акте, должно соответствовать количеству использованного бензина, отраженному в путевых листах. Как было уже отмечено выше, это связано с тем, что расходуются по норме, рассчитанной на 100 л расхода топлива автотранспортного средства. Выбытие израсходованных ГСМ отражается следующей бухгалтерской записью (п.

37 Инструкции N 183н): Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272, 0 109 90 272) Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 03 000 «Горюче — смазочные материалы» (0 105 23 000, 0 105 33 000) Рассмотрим списание ГСМ на примере.

Согласно представленным водителем путевым листам за апрель 2011 г. пробег автомобиля ГАЗ3102 составил 886 км. Автомобиль эксплуатируется в городе с населением 1,5 млн человек, в связи с чем приказом руководителя АУ установлена надбавка в размере 20% по городу.

Базовая норма расхода бензина составила 12,5 л/100 км.

Срок эксплуатации автомобиля. менее 5 лет. Стоимость одного литра бензина.

23 руб. В бухгалтерию, помимо путевых листов, был представлен акт на списание масла моторного за апрель. Его стоимость по документам равна 52 руб.

за литр, норма расхода. 1,7 л/100 л бензина (цены в примере условные).

Автомобиль используется в деятельности, приносящей доход. Рассчитаем расход бензина автомобиля ГАЗ3102 за апрель: 0,01 x 12,5 л x 886 км x (1 + 0,01 x 20) = 132,90 л. Определим расход масла моторного за апрель: (132,90 x 1,7 / 100) л = 2,26 л.

В бухгалтерском учете данные записи будут отражены следующим образом: Перерасход Горюче — смазочных материалов: особенности списания В государственных (муниципальных) учреждениях расход по ГСМ можно принять к учету только в пределах норм, установленных организацией. Если фактический расход превысил утвержденную норму, то списать его на затраты АУ можно только по письменному распоряжению руководителя.

Однако для принятия такого распоряжения водитель должен письменно изложить причину произошедшего перерасхода. В случае если причина уважительная (сложные дорожные или климатические условия, авария и т. д.), производится списание, в ином случае факт перерасхода ГСМ должен быть отнесен на виновное лицо.

В последнем случае не следует забывать о нормах Трудового кодекса. В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Полная материальная ответственность за причиненный ущерб в силу ст.

243 ТК РФ может возлагаться в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу. Сумма выявленного перерасхода списывается следующими бухгалтерскими записями: — на сумму списанных ГСМ согласно принятому учреждением решению (п.

37 Инструкции N 183н): Кредит счета 0 105 03 000 «Горюче — смазочные материалы» — одновременно на сумму потери по рыночной стоимости с отнесением на виновное лицо (п. 112 Инструкции N 183н): Дебет счета 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов» Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Возмещение ущерба, нанесенного учреждению виновным лицом, может осуществляться: — путем внесения денежных средств в кассу АУ; — путем самостоятельного приобретения виновным лицом необходимых ГСМ (возмещение в натуральной форме); — путем удержания из заработной платы сотрудника.

Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 113 Инструкции N 183н): — поступление денежных средств от виновных лиц в кассу АУ: Дебет счета 0 201 34 000 «Касса» — возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме: Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит счета 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов» — возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ: Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» Кредит счета 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов» Рассмотрим операции по списанию перерасхода ГСМ на примере. Воспользуемся условиями примера 5.

Предположим, что фактический расход бензина автомобиля ГАЗ-3102 составил 200 л при норме 132,90 л. Согласно письменному объяснению водителя автомобиля перерасход горючего в количестве 67,10 л произошел по его вине. Руководителем АУ принято распоряжение о взыскании с виновного лица стоимости перерасхода бензина путем удержания суммы недостачи из его зарплаты.

Учетная стоимость одного литра бензина. 23 руб., рыночная стоимость на момент обнаружения факта перерасхода.

23,50 руб. В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом: * В соответствии со ст.

138 ТК РФ всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, .

50% заработной платы, причитающейся работнику. Л. Салина Нормы расхода топлива и смазочных материалов имеют существенное значение прежде всего для планирования расхода топлива при составлении сметы доходов и расходов бюджетной организации. Применяются они также и для расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической и плановой себестоимости, оценки эффективности использования материальных ресурсов организации.

Данные нормы служат основой при организации внутреннего контроля за расходованием ГСМ.

Не секрет, что и контролирующие органы используют их в ходе проверок в бюджетных организациях. Нормы расхода на ГСМ В 2005 году продолжают действовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленные Руководящим документом Р3112194-0366-03 (далее — Руководящий документ). Нормативный расход топлива определяется по формулам, которые приведены в Руководящем документе.

Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива. Существует ряд условий, при работе в которых нормы расхода топлива могут повышаться.

Например, при работе в зимнее время они могут быть увеличены от 5 до 20 % в зависимости от климатических районов страны, при работе в городах — от 5 до 25 % в зависимости от населенности (количества человек), при увеличении срока нахождения автомобиля в эксплуатации и др. Документальное подтверждение расходов на ГСМ Для подтверждения факта приобретения ГСМ необходимы утвержденный авансовый отчет и , а также путевые листы.

При отнесении ГСМ на расходы следует обратить особое внимание на наличие и оформление путевых листов, которые являются первичными документами по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

В соответствии с п. 3 Инструкции № 70н все операции, проводимые бюджетными учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в Приложении № 2 к инструкции. Это приложение содержит Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД)

«Унифицированная система первичной учетной документации»

, в котором приведены формы путевых листов для различных видов транспорта, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 78 . Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и действителен только на один день или смену.

На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более суток (одной смены). В путевом листе обязательно проставляют его порядковый номер, дату выдачи, печать организации, которой принадлежит автомобиль. Также в нем указывают марку автомобиля, место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, расход горючего (по норме и фактический), а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

Особое внимание при заполнении следует уделить его оборотной стороне.

На практике в графах «Место отправления», «Место назначения» встречается такая формулировка, как «работа по городу».

Во избежание споров с контролирующими органами надо указывать конкретное место: город, населенный пункт, район, улица и пр. Могут возникнуть ситуации, когда бензин списывается по путевым листам, дата которых приходится на выходной (нерабочий) день.

В соответствии с нормами ТК РФ работа в выходной день допускается. Однако следует иметь в виду, что привлечь водителя к работе в выходной день можно в случаях, предусмотренных ст.

113 ТК РФ, с его письменного согласия и по письменному распоряжению работодателя.

В случаях, не предусмотренных указанной статьей, — с его письменного согласия и по письменному распоряжению работодателя с учетом мнения представительного органа работников . При отсутствии заявления водителя и письменного распоряжения руководителя организации работа в выходной день, а именно списание бензина, может быть квалифицирована проверяющими органами как незаконное расходование средств.

Бюджетный учет ГСМ Бензин и другие горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, в соответствии с Инструкцией № 70н учитываются или в составе материальных запасов на счете 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы», или, в случае приобретения талонов на бензин, в составе денежных средств на счете 0 201 05 000 «Денежные документы».

Приобретение талонов на бензин возможно через подотчетное лицо или безналичным путем. Необходимо сказать о правилах учета денежных документов, предусмотренных новой Инструкцией по бюджетному учету, которые регламентированы пунктами 96 — 98.

На счете 201 05 000 учитываются оплаченные талоны на бензин и масла, которые хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляется приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф.

0310002). Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов, а учет операций с денежными документами — в Журнале по прочим операциям.

Пример. В кассу учреждения были оприходованы талоны на бензин: — оплаченные через подотчетное лицо за счет средств предпринимательской деятельности — на сумму 3 000 руб.; — оплаченные безналичным путем за счет бюджетного финансирования — на сумму 28 000 руб.

Водителю легкового автомобиля выданы талоны на сумму 8 000 руб.

На основании путевого листа определен расход бензина для хозяйственных нужд в рамках уставной деятельности на сумму 3 000 руб., в рамках предпринимательской деятельности — на сумму 5 000 руб. В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Оприходованы талоны на бензин от подотчетного лица, оплаченные за счет средств предпринимательской деятельности 2 201 05 510Поступление денежных документов 2 208 11 660Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих расходов 3 000 Оприходованы талоны на бензин, полученные от организации, оплаченные за счет бюджетного финансирования 1 201 05 510Поступление денежных документов 1302 23 730Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 28 000 Выданы талоны на бензин водителю для нужд предпринимательской деятельности 2 208 11 560Увеличениедебиторской задолженности подотчетных лицпо оплате прочих расходов 2 201 05 610Выбытие денежных документов 3 000 Использованы талоны на бензин для нужд предпринимательской деятельности 2 105 03 340Увеличение стоимости 2 208 11 660Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 3 000 Выданы талоны на бензин водителю для нужд основной деятельности 1 208 11 560Увеличениедебиторской задолженности подотчетных лицпо оплате прочих расходов 1 201 05 610Выбытие денежных документов 5 000 Использованы талоны на бензин для нужд основной деятельности 1 105 03 340Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов 1 208 11 660Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов 5 000 На основании путевого листа списан бензин на расходы по предпринимательской деятельности 2 106 04 340Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ услуг) 2 105 03 440Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов 3 000 На основании путевого листа списан бензин для нужд основной деятельности 1 401 01 272Расходование материальных запасов 1 105 03 440Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов 5 000 Отследить, когда именно водитель использовал талоны, то есть залил бензин в бак, не представляется возможным.

Поэтому эту проводку, по мнению автора, можно делать одновременно с проводкой на выдачу талонов. Как видно из примера, учет расходов на ГСМ не вызывает вопросов, если на стадии получения (приходования) талонов учреждение знает, за счет каких средств приобретались талоны, и на какие цели они будут использованы. Налоговый учет Затраты на ГСМ в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются в составе расходов на содержание служебного автотранспорта (пп.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В общей части Руководящего документа говорится о том, что нормы используются при расчете нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д. Однако в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на содержание служебного автотранспорта не относятся к нормируемым расходам, за исключением расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Не стоит забывать, что, признавая расходы, нужно соблюдать три критерия, установленные ст. 252 НК РФ, среди которых главным является экономическая обоснованность расходов.

Если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговых органов вопросы. Дата утверждения авансового отчета будет датой признания расходов на ГСМ в целях налогообложения (пп.

5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Но следует помнить, что доходы могут быть уменьшены только на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ), а сам по себе факт приобретения ГСМ не означает, что расходы произведены.

Приобретенный бензин должен быть израсходован.

Документом, который подтверждает факт и дату расхода горючего, а также производственную направленность такого расхода, является путевой лист.

Поэтому правильное оформление путевого листа важно и для списания бензина в целях налогообложения.

Руководящий документ Р3112194-0366-03

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

, утв.

Минтрансом РФ 29.04.03., действует до 01.01.08. Инструкция по бюджетному учету, утв.

Приказом Минфина РФ от 26.08.04 № 70н. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 г. N 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

.

Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877

«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

.

Читайте также

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия: Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики.

Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров.

То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов.

Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто.

Сокращения в таблице:

  1. Д — дизтопливо;
  2. Б — бензин;
  3. СПГ — сжатый природный газ.
  4. СНГ — сжиженный нефтяной газ;

Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Вид топлива ВАЗ-1111 «Ока» 6,5 Б ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) 5,6 Б ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) 8,0 Б ВАЗ-2104 8,5 Б ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) 9,1 Б ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) 8,3 Б ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) 9,0 Б ВАЗ-2105, -21051, -21053 8,5 Б ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) 8,5 Б ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) 9,0 Б ВАЗ-21061 9,0 Б ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) 9,0 Б ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) 8,6 Б ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) 8,9 Б ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) 8,5 Б ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) 8,9 Б ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 8,0 Б ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,7 Б ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) 7,5 Б ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,8 Б ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) 7,4 Б ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) 7,8 Б ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,5 Б ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,7 Б ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) 8,4 Б ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,6 Б ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) 8,3 Б ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,8 Б ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) 7,7 Б ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) 7,9 Б ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) 7,4 Б ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 10,7 Б ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 12,5 Б ВАЗ-2121, -21211 12,0 Б ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) 11,5 Б ВАЗ-21213Б брон.

(ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 12,1 Б ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) 10,9 Б ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 11,9 Б ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 12,3 Б ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) 10,5 Б ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) 11,3 Б ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,5 Б ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) 12,4 Б ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,4 Б ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) 11,5 Б ГАЗ-13 20,0 Б ГАЗ-14 22,0 Б ГАЗ-24, -24-10, -24-60 13,0 Б ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т 13,5 Б ГАЗ-24-02, -24-04 14,0 Б ГАЗ-24-07 16,5 СНГ ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5 Б ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14,0 Б ГАЗ-24-17, -24-25 16,5 СНГ ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) 13,0 Б ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,7 Б ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) 11,2 Б ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) 12,5 Б ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) 12,0 Б ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) 13,8 Б ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) 13,5 Б ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) 13,9 Б ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) 13,1 Б ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) 11,5 Б ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М) 13,0 Б ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М) 13,5 Б ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) 13,7 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) 13,0 Б ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) 10,7 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) 12,2 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) 11,4 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б ЗАЗ-1102 7,0 Б ЗИЛ-114 24,0 Б ЗИЛ-117 23,0 Б ЗИЛ-4104 26,0 Б ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) 26,5 Б ИЖ-2125, -21251, -2126 10,0 Б ЛуАЗ-1302 11 Б Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) 10,0 Б Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) 8,6 Б Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) 9,4 Б Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) 9,6 Б Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) 8,5 Б Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) 9,0 Б Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) 8,8 Б Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) 8,9 Б Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) 10,2 Б УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) 15,5 Б УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) 15,4 Б УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) 15,1 Б УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) 16,7 Б УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) 15,5 Б УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) 15,8 Б УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) 15,6 Б УАЗ-31517 (HR 492 НТА фирмы «VМ»-4L-2,393-100-4М) 11,0 Д УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) 14,5 Б УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) 15,9 Б УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) 14,9 Б УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) 13,5 Б УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) 13,8 Б УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) 16,6 Б УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) 15,4 Б УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) 16,5 Б УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) 15,3 Б УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) 13,2 Д УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) 16,0 Б УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) 13,7 Б УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) 13,5 Б

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км.

При этом он затратил 62 л бензина.

Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%.

Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ. Рассчитаем расход топлива для списания.

По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает.

Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+