Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Рабочий день водителя по трудовому кодексу 2020

Рабочий день водителя по трудовому кодексу 2020

Рабочий день водителя по трудовому кодексу 2020

Новые материалы:

Все российские тахографы должны быть оснащены блоком криптографической защиты информации. Только при его наличии тахограф считается законным.

Процедура калибровки является обязательной при установке тахографа, должна обязательно повторяться с определенной периодичностью и в ряде других случаев.

Разберем каждый из них.

Что случилось

Министерство транспорта приказом от 03.05.2018 № 170 внесло изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. По новым нормам, которые вступили в силу 5 июня, данное положение не распространяется на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.

Значит, на них будут распространяться общие требования трудового законодательства, в том числе возможность устанавливать ненормированный рабочий день. В то же время водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, позволили устанавливать 12-часовую рабочую смену с условием, что управлять машиной работник будет не более 9 часов.

Одновременно уточняется, что водителям, осуществляющим междугородние перевозки, можно увеличить продолжительность рабочей смены до 12 часов при условии, что соблюдаются пункты 16 и 17 данного положения. Пункт 16, в частности, требует, чтобы время управления автомобилем в течение дня не превышало 9 часов, а если перевозятся тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы — не превышало 8 часов.

Что касается пункта 17, регламентирующего ведение суммированного учета рабочего времени, то в него добавляется важный момент: суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

В предыдущей редакции Положения была указана суммарная продолжительность управления транспортом только за две недели.

Пользуясь случаем, чиновники также уточнили, что неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья. Еще одна формулировка, которая претерпела изменения, относится к пункту 19 Положения.

Ранее было сказано, что после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю, занятому на междугородных перевозках, предоставляется перерыв продолжительностью не менее 15 минут. В Минтрансе решили, что ответственность надо переложить на работника и переписали этот пункт следующим образом:

«Не позже чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут»

.

Получается, что если водитель пробудет за рулём по максимуму, он должен взять и остановиться?

Не обязательно, поправками уточняется, что при достижении предельного времени управления транспортным средством и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха. Для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на час.

В сутки затратить на это можно не более двух часов.

Ежедневный (междусменный отдых)

При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены.

При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов.

Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.Кроме того, есть исключения, при которых время междусменного отдыха может быть уменьшено:1.

До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.2.

До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю.

При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий «потерянному» количеству часов.Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части. Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов. Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.

Новый режим работы и отдыха водителей автомобильного транспорта

Новый Приказ Минтранса о режиме работы водителей, который вступил в силу с 05.06.2018, – это .

Приведем некоторые новшества, вводимые данным приказом.

Теперь указывается, что Положение не распространяется не только на водителей, занятых на международных перевозках, или работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, но и на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей (). Если работодатель ведет суммированный учет рабочего времени водителей, то суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, при этом неделей считается период времени с 00 часов понедельник до 24 часов воскресенья.

Раньше суммарная продолжительность устанавливалась только на 2 недели подряд и составляла 90 часов, при этом не указывалось, как считать недели ().

Учитывая, что ежедневное время управления автомобилем не может превышать 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени – 10 часов не более 2 раз в неделю, то максимальная продолжительность времени управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени составляет в неделю: 2 дня по 10 часов и 4 дня по 9 часов, т.

е. 56 часов. Следовательно, во вторую неделю водитель сможет быть за рулем лишь 34 часа (90 часов – 56 часов).

Напомним, что, как и раньше, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, если водитель перевозит в условиях горной местности пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра или тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы. При этом при суммированном учете рабочего времени таких водителей также допускается дважды в неделю увеличить время управления автомобилем до 10 часов ().
При этом при суммированном учете рабочего времени таких водителей также допускается дважды в неделю увеличить время управления автомобилем до 10 часов (). Кроме того, раньше предусматривалось, что на междугородных перевозках после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха.

Теперь указывается, что не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха. То есть по обновленным правилам отдых от управления автомобилем – не право, а обязанность водителя ().

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  1. время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  2. специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  3. время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  4. для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.
  5. простои, которые случились не по вине водителя;
  6. время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  7. стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  8. время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  1. время охраны груза — не менее 30 %;
  2. время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж. Период Фактическое время Рабочее время Предрейсовый осмотр 15 минут 15 минут Управление ТС 30 минут 30 минут Погрузка 30 минут 30 минут Управление ТС 3 часа 3 часа Охрана груза 2 часа 40 минут (30 %) Разгрузка 30 минут 30 минут Управление ТС 3 часа 3 часа Послерейсовый осмотр 15 минут 15 минут ИТОГО 10 часов 8 часов 40 минут

Принципы составления рабочего графика

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков.

Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  1. в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
  2. обед считается отдельным видом перерыва.
  3. одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);

На заметку! Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза.

Подготовлен специалистами КонсультантПлюс

В данном производственном календаре приводится норма рабочего времени на месяцы, кварталы и 2020 год в целом при 40–, 36– и 24–часовых рабочих неделях, а также количество рабочих и выходных дней при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями.

Расширенную версию календаря при 40-, 39-, 36-, 35-, 33-, 30-, 24-, 20-, 18-часовых рабочих неделях можно .

Комната отдыха для водителей на предприятии

В любом транспортном предприятии в обязательном порядке должна присутствовать комната для отдыха водителей, как перед осуществлением трудовой деятельности, так и после рейса.

Такое помещение должно быть оборудовано помимо спального места, пространством для приготовления пищи, а также душевой комнатой и туалетом. Служащие должны отдыхать в данном помещении в соответствии с графиком и указаниями непосредственного руководства.

Минтранс утвердил режимы труда и отдыха водителей с 1 января 2020

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 24.12.2019 Минтранс утвердил режимы труда и отдыха — с 1 января 2020 года водителям грузовиков и автобусов запретили находиться за рулем больше 9 часов в сутки и ехать больше 4,5 часов без перерыва.

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2020 года №1733 опубликовано на сайте Кабмина. Данный документ утвердил требования к режиму труда и отдыха водителей грузовиков (массой свыше 3,5 тонн) и пассажирских автобусов.

Инициатором выступил Минтранс РФ.

Виды учёта

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  • Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  • Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза. Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно): При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день.

В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:

  1. Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
  2. Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.

Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов. Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю. к содержанию ↑

Что делать работодателям

Поскольку большинство норм сохраняется, обратите внимание только на тех работников-водителей, для кого введен суммированный учет рабочего времени.

С 5 июня им будет позволено управлять автомобилем в течение одной недели не более 56 часов. Также проследите, чтобы у водителей продолжительность управления авто в день не превышала 9 часов. Напомним, что для учета фактически отработанного времени предусмотрено использование тахографов.

Но правильную эксплуатацию этих устройств обеспечивают водители.

Работникам следует объяснить, что они лично отвечают за отказ воспользоваться своим правом на отдых. А согласно п. 2 , за нарушение режима труда и отдыха их могут оштрафовать на 1000–3000 рублей.

Соответствующее уведомление может выглядеть так: Редакция ClubTK, в свою очередь, напоминает, что правительство собирается переписать таким образом, чтобы за несоблюдение режима труда и отдыха можно было наказывать не только водителей, но и их работодателей.

Автор: Подпишитесь на новости Клуба кадровиков Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту. Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с и и даете согласие на использование файлов cookie и передачу своих персональных данных сайту clubtk.ru * Подписаться Сокращать рабочий день 6 марта или нет в 2020 году, решает работодатель.

Если условия труда или воля руководства не позволяют отдохнуть, то закон на их стороне. Если руководство еще не определилось — есть аргументы в пользу сокращенного рабочего времени в пятницу. 04 Марта 2020 в 17:59 Как работаем перед 8 марта 2020 года? При пятидневке отдыхаем, при шестидневной рабочей неделе или при сменном графике — работаем.
При пятидневке отдыхаем, при шестидневной рабочей неделе или при сменном графике — работаем.

Но есть нюансы. 04 Марта 2020 в 13:43 Температурный режим — это одна из характеристик окружающей среды на улице либо в производственных помещениях. Если реальная температура воздуха отличается от установленных показателей, работодателю следует либо сделать условия работы более комфортными, либо ввести дополнительные привилегии, либо полностью изменить график работы и отдыха персонала. 25 Февраля 2020 в 18:50 Будет ли 21 февраля 2020 рабочий день сокращенным и надо ли выходить на работу в понедельник 24 февраля?

В пятницу сотрудникам придется трудиться в стандартном режиме, а понедельник в этом году — выходной. Но, как обычно, не для всех. 03 Февраля 2020 в 13:56 Режим работы медработника — это установленный нормативными документами порядок труда и отдыха специалиста сферы здравоохранения. Он фиксируется в трудовом договоре и определяет график работы врача или медсестры.

13 Января 2020 в 17:12 24 Марта 2020 09 Октября 2020 10 Сентября 2020 29 Августа 2020 25 Мая 2020 ИЗБРАННОЕ Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям НЕТ, СПАСИБО

Распространенные вопросы

Как учитывается время охраны груза водителем?

Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Если грузовым автомобилем управляют два человека, как учитывается время? В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа.

Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа.

Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит.

Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает. Какой максимальный штрафы водителю за отсутствие тахографа?

Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании –10 тысяч рублей.

В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях).

Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.

Примеры

В январе 2020 года при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 17 рабочих дней и 14 выходных дней. Норма рабочего времени в январе 2020 года составит: при 40-часовой рабочей неделе — 136 часов (8 час.

x 17 дней); при 36-часовой рабочей неделе — 122,4 часа (7,2 час.

x 17 дней); при 24-часовой рабочей неделе — 81,6 часа (4,8 час. x 17 дней). В 2020 году в целом при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 248 рабочих дней, в том числе 5 сокращенных на один час рабочих дней, указанных выше, и 118 выходных и нерабочих праздничных дней. Количество рабочих дней в 2020 году по сравнению с 2020 увеличилось на один день, количество выходных и праздничных дней в 2020 и 2020 годах совпадает.

Норма рабочего времени в 2020 году в целом составит: при 40-часовой рабочей неделе — 1 979 часов (8 час.

x 248 дней — 5 часов = 1 979 часов); при 36-часовой рабочей неделе — 1 780,6 часа (7,2 час.

x 248 дней — 5 часов = 1 780,6 часа); при 24-часовой рабочей неделе — 1 185,4 часа (4,8 час. x 248 дней — 5 часов = 1 185,4 часа). Комментарий к производственному календарю на 2020 год подготовлен специалистами ЗАО «Консультант Плюс»

Какие установлены требования к рабочему времени водителей?

Установлено, что в сутки за рулём разрешено проводить не более 9 часов.

Можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.

Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов за 2 недели. Получается, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает: • время управления автомобилем; • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. В рабочее время водителя включаются также иные периоды: • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; • время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; • время простоев не по вине водителя; • время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; • время в других случаях, предусмотренных законодательством.
В рабочее время водителя включаются также иные периоды: • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; • время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; • время простоев не по вине водителя; • время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; • время в других случаях, предусмотренных законодательством.

Консультация специалиста

Тихоньких Юрий 8 (343) 389-91-01 добавочный 201 «Я уверен, что мы можем решить любые ваши проблемы, связанные с мониторингом транспорта, просто позвоните или закажите бесплатную консультацию» Ваше имя Ваш телефон Электронная почта Получить консультацию Please enable JavaScript to view the

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей ( ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования: — соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей; — оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции ( КоАП): Вид правонарушения Размер штрафа 1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса. 3. Нарушение правил использования тахографа От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан, от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха От 1 000 до 3 000 рублей Читайте также: Поделиться Выпуск № 24, август 2018 Отдельные вопросы кадрового учета Юлия Пальчикова Варвара Смирнова Эмма Форштретер Эмма Форштретер Загрузить ещё

Режим работы водителя по тахографу

Контроль соблюдения режима труда и отдыха может производиться в том числе на основании показателей тахографов. Напомним, что тахограф устанавливается на транспортное средство для обеспечения непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.

Категории и виды транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, приведены в .
К таким транспортным средствам относятся:

  1. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения (категории M2 и М3 );
  2. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны (категории N2 и N3).

При этом исключения касаются, в частности, следующих категорий и видов транспортных средств:

  1. автобетононасосы, автобетоносмесители, автокраны, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, специализированные транспортные средств (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельхозтоваропроизводителями при внутрихозяйственных перевозках.
  2. транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример.

, работающего по суммированному учету рабочего времени:Действия водителяПнВтCрЧтПтСбВсПредрейсовый медицинский осмотр7:306:0017:0014:0014:00Управление автобусом7:456:1517:1514:1514:15Специальный перерыв для отдыха17:00Управление автобусом17:15Перерыв11:45Обед13:4510:0021:0019:0017:00Управление автобусом14:4511:0022:0020:0018:00Специальный перерыв для отдыха16:4513:0000:0022:0019:15Управление автобусом17:0013:1500:1522:1519:30Специальный перерыв для отдыха19:0015:1500:15Управление автобусом19:1515:3000:30Послерейсовый осмотр20:4516:4501:4501:4520:45Междусменный отдых21:0017:0002:0002:0021:00Еженедельный отдых14:00Рабочее время, ч10,510081106Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  • В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.
  • Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.
  • Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.
  • Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).
  • Еженедельный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.
  • Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы — .

За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.До 1 ноября 2020 года оснащаться тахографами должны были только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. С требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С.
С требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С.

Однако для личных транспортных средств режим управления должен быть установлен отдельным нормативным документом, который пока что не утвержден.

Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к.

усталость может стать причиной .Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?

20 декабря 2020 года вышло Постановление Правительства N 1733 о внесении в Правила Дорожного Движения под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».Этот небольшой раздел почти копирует некоторые положения ЕСТР — «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», то есть документа, которым руководствуются российские автоперевозчики при осуществлении международных рейсов.Для радела взяты только те нормы, которые касаются максимальных периодов управления и минимальных периодов отдыха.

Это: два по четыре с половиной часа управления с 45-ти минутным перерывом; 9 часов управления в день (или 10); 56 часов за неделю и 90 за две; а также суточный отдых 11 или 9 часов, и еженедельный отдых, 45-ти часовой или 24-х часовой.Раздел не является копией русского перевода соответствующих положений ЕСТР и написан по-своему, поэтому в нём есть погрешности, а также почему-то отсутствуют некоторые важные нормы, например — обязательное спальное место, либо отдых вне транспортного средства.Однако.

однако данный новый раздел ПДД нет смысла разбирать подробнее, поскольку в конце его имеется примечание:Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.

<.>А это означает, что данное нововведение не касается ни юридических лиц, ни индивидуальных предпринимателей (см.

статью 20 ФЗ N 196-ФЗ), ни наёмных водителей, — то есть практически никого из тех, кто реально ездит по дорогам.Поэтому собственно автоперевозчики по-прежнему должны руководствоваться 2004 года, к которому прилагается

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.Обратите внимание на разницу: «время управления» и «время труда и отдыха» — это разные понятия, разные документы, касающиеся разных лиц.То, что сейчас введено — касается физических лиц, а то, по чему перевозчики должны работать — касается индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и наёмных водителей. И это — Приказ номер 15. Точнее — Приложение к этому приказу, в котором и содержится это самое

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.Физические лица, к которым относится вновь принятый раздел 26 ПДД, не работают, они просто управляют. Это те люди, которые везут свои частные грузы на своём автомобиле.

Таких людей — ноль-ноль-ноль-ноль-один процент на трассе. Например, человек, который погрузил свою мебель в свой ГАЗон или КАМАЗ и перевёз в другое место.Такие люди, во-первых, никогда не будут управлять в течение такого количества времени (даже четыре с половиной часа — вряд ли) — ну, это другой вопрос.Главное, повторю, в том, что этот новый раздел ПДД не касается практически никого.

То есть он выпущен только для того, чтобы реализовывать обновлённую же статью КоАП 11.23 в её части касающейся физических лиц.Поэтому разбирать мы будем всё тот же самый 15-й Приказ, который никуда не делся, и по которому должны работать все грузоперевозчики и пассажироперевозчики. То есть все профессиональные водители.Вот этот-то 15-й Приказ мы и разберём.

Не весь, конечно, а лишь то что касается междугородных грузоперевозок.Большинство видео и текстовых страниц в сети посвящено нормам ЕСТР . И это не удивительно, ведь за нарушения режима труда и отдыха в Европе предусмотрены и выписываются серьёзные штрафы.А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали.

И даже более того — мало кто из водителей дальнобойщиков вообще о них знал.Кстати напомню, что при осуществлении внутрироссийской перевозки водитель в любом случае должен соблюдать российское Положение 15-го Приказа, а не европейские нормы — даже если на грузовике установлен тахограф ЕСТР и имеется карточка допуска к МАП.Если же данная конкретная перевозка международная, то есть между двумя странами (между Россией и ещё какой-то страной или между какой-то страной и Россией), то в этом случае нужно работать по нормам ЕСТР.Итак, до сих пор нормами 15-го Приказа по-настоящему руководствовались лишь большие государственные предприятия, например — городские автобусные парки.Однако 1 ноября 2020 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.Пока, судя по информации поступающей с трасс, контролирующим органам дана команда штрафовать в основном только за отсутствие тахографа, но в любой момент ситуация может измениться.

Поэтому и стоит разобраться, что же это такое — российские нормы режима труда и отдыха водителей.

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

(далее для краткости будем называть его «15-й Приказ») разрабатывалось с учётом требований Трудового Кодекса Российской Федерации (ФЗ N 197), и в основном оно касается норм вообще для всех водителей, а не только для тех, кто проводит в пути несколько дней. И это правильно, поскольку водитель-дальнобойщик как человек физиологически ничем не отличается от водителя-по-месту как человека.

Поэтому и основополагающие нормы практически для всех водителей (как и для всех трудящихся) одинаковы, что отражено и в рассматриваемом нами 15-ом Приказе.Пункт 7 раздела II «Рабочее время» гласит:7.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.То есть как это должно происходить, например, при шестидневной рабочей неделе:пришёл водитель на работу — время пошло.

Медосмотр, проверка автомобиля, оформление документов и прочее (а по закону всё это — рабочее время) занимает минут 20 как минимум. Выехал. Три с половиной часа порулил — обед.

После обеда ещё три часа порулил — и на базу.

На послерейсовые осмотры, проверки, оформление документов — минут 10. Всё — рабочее время кончилось.Итого, максимум — 6 часов 30 минут вождения при 7-ми часовом рабочем дне.

Можно ли так работать по межгороду?

Можно, но ездить придётся долго, а дома бывать редко.Поэтому, чтобы увеличить время управления и, соответственно, пройденное расстояние, и, соответственно, время отдыха дома, законом допускается «суммированный учет рабочего времени».Читаем в пункте 8 раздела II «Рабочее время»:8.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.<.> Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.Означает это вот что: превышение допустимого количества рабочих часов в отдельные дни или недели возможно, но за месяц рабочих часов должно быть не более, чем при 40-часовой рабочей неделе. То есть в месяц можно тратить на работу (именно на всю работу, а не только на вождение) в среднем не более чем примерно 165 часов.Из этого следует также, что и минимальное количество часов или дней для отдыха в месяц должно быть одинаковым для всех водителей, независимо от того, по какому графику и на каких расстояниях они трудятся.Почему важно в первую очередь уяснить именно эту основу?

Потому что на меньших масштабах, то есть на дневных и недельных, будет трудно понять, как это, например, может быть такое, что в законе установлены максимальный 8-ми часовой рабочий день и 9-часовой период вождения.Замечу также, что именно в масштабе месяца наиболее отчётливо выявляется основная суть норм режима труда и отдыха.А состоит она в том, что водитель должен отдавать самому себе взятое взаймы у самого себя время на нормальную жизнь.

Перерабатывая и недоотдыхая ты как бы залезаешь в долг перед самим собой, причём не только перед своим организмом, но и, по большому счёту, перед всей своей жизнью. И если ты хотя бы в течение месяца не отдаёшь этот долг, ты просто кидаешь самого себя, отнимая у себя же положенные тебе отдых и свободное время.

(И, кстати, при этом косвенно принуждаешь к тому же самому своих коллег).Итак, суммированный учёт позволяет превышать нормальное количество рабочих часов в день и в неделю, позволяя вырабатывать положенное на месяц ограниченное количество часов не в течение месяца, а в течение примерно трёх недель, после чего оставшаяся неделя с небольшим должна стать обязательной для отдыха.Обратите внимание — речь пока идёт не о количестве часов вождения, а о количестве всего рабочего времени.Но нельзя ли ещё быстрее, то есть нет ли возможности отработать эти примерно 165 часов не за три, а, скажем, за две недели?Нет, такой возможности нет из-за ограничений:

  1. минимального времени ежедневного и еженедельного отдыха.
  2. максимальной продолжительности ежедневной работы;
  3. максимального времени управления;

Читаем дальше Приложение к 15-му приказу.Раздел II «Рабочее время», пункты 9 и 10:9.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пункт[ом] 10 <.> Положения.10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.И опять же — речь пока не о времени управления, а о продолжительности всей ежедневной работы, которая включает в себя не только вождение.

Прочитаем про некоторые другие виды деятельности в пункте 15:15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: подготовительно-заключительное время <.> (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; <.> время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов <.>; время проведения работ по устранению <.> неисправностей;.»и даже.«время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.Итак, при суммированном учёте вообще работать (не только управлять) можно ежедневно не более 10 часов. Но допускается и 12 часов. Причём использование данного допуска при междугородной перевозке ничем не лимитировано, разве что в этом случае надо заканчивать смену вождением, а не какой-либо другой работой, ведь допуск этот сделан, как сказано, «чтобы дать водителю возможность доехать до <.> места отдыха».Всё о чём шла речь до сих пор, то есть продолжительность рабочего времени, находится в основном в сфере трудовых отношений, на дороге не проверяется и по пункту 3 статьи 11.23 КоАП не наказывается.Однако понятие «Ежедневная работа» или иначе «смена» нам ещё понадобится.

Дело в том, что в 15-ом Приказе, в отличие от ЕСТР, нет 24-х часового принципа назначения периодов отдыха водителя (за одним исключением). Поэтому, например, ежедневный отдых в российских нормах определяется как «междусменный», то есть между двумя рабочими сменами, тогда как в ЕСТР это отдых в течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего периода отдыха — ежедневного или еженедельного.То есть рассматривать российские нормы управления и отдыха придётся с привязкой к рассмотренным только что российским нормам ежедневной работы (смены).Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП. Прочитаем первый абзац этого пункта:3.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечёт.и так далее.Итак, на трассе могут штрафовать либо за превышение времени управления, либо за недостаточную продолжительность отдыха.Так что переходим к тем пунктам 15-го Приказа, которые определяют время управления и время отдыха.Читаем только то, что касается перевозок обычных грузов (то есть не тяжеловесных и крупногабаритных).16. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пункт[е] 17.)17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).Здесь уместно заметить, что два этих пункта — единственное в чём схожи 15-й Приказ и ЕСТР. Во всём остальном — это разные нормы!Итак, максимальное ежедневное время управления (имеется в виду общее суммарное время управления за смену) — 9 часов, и два раза в неделю допускается вождение в течение 10 часов.

Оба варианта влезают в растягиваемую от 10 до 12 часов ежедневную работу (смену). Здесь всё понятно.Что же касается недельного и двухнедельного количества максимального времени управления, то оно тесно связано с другой нормой — с минимальной продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, которая согласно пункту 26 должна составлять не менее 42 часов.(Для тех кто знаком с ЕСТР, сразу скажу, что никакого сокращённого еженедельного отдыха в российском РТО не предусмотрено — только полный.)Так вот, наличие обязательного еженедельного 42-х часового непрерывного отдыха означает, что на рабочие смены и междусменные отдыхи в оставшуюся часть недели остаётся 5 суток плюс 6 часов.Поэтому по-нормальному на каждой неделе надо ездить так: 5 дней по 9 часов управления (то есть в сумме — не более 45 часов управления). Соответственно, за две таких недели получится, как и положено, 90 часов управления.А можно и до 56 часов управления в неделю, но тогда в другую неделю останется: 90 минус 56 = 34 часа управления.Но как вообще можно выкатать 56 часов за 5 дней, ведь при этом должно получиться более 11 часов вождения за смену при положенных 9 или 10?Для этого надо считать не сутками, а периодами состоящими из ежедневной работы (смены) и ежедневного (междусменного) отдыха (о котором речь ещё впереди).Так вот, если сложить смену и отдых, то может получиться в среднем не 24 часа, а чуть больше 20 часов:— соответственно за пять с лишним суток таких периодов будет чуть больше шести, что и составит около 56 часов вождения:А теперь рассмотрим норму, которая в наибольшей степени отличается от подобной нормы в ЕСТР.Это максимальная продолжительность периодов управления и минимальная продолжительность перерывов между ними.19.

Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.То есть никаких

«четырёх с половиной часов управления и сорока пяти минутного перерыва»

, как в ЕСТР, в наших нормах РТО пока нет.Для начала нужно понять, что означают эти 4-х или 2-х часовые периоды вождения.Иногда их называют периодами непрерывного вождения, но это не так. В них могут быть перерывы, например 2, 5, 10 или даже 14 минут.

Но они не будут засчитываться как обязательные «специальные перерывы для отдыха от управления».

Таковыми могут быть только перерывы продолжительностью 15 минут и более.Согласно нашему 15-му Приказу эти «специальные перерывы» относятся к рабочему времени (смотрите пункт 15. б)), и соответственно не являются отдыхом.Но они относятся к перерывам, поэтому в тахографе должна ставиться «кровать».В целом всё вроде бы понятно и по максимуму должно быть примерно так:[ 4 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ 2 ч управления ] — 15 мин перерыв — [ ещё 2 ч управления ] — и опять 15 мин перерыв — [ и последние 1 или 2 ч управления ], после которых — междусменный отдых.Но здесь не учтена ещё одна отличительная черта российского РТО, который вынужден постоянно оглядываться на Трудовой Кодекс, — это особенный перерыв для отдыха и питания.Согласно пункту 24 этот перерыв предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, причём при совпадении с 15-ти минутным, 30-ти минутный должен его заменять (поглощать). Но что значит «предоставляется» — должен ли водитель в обязательном порядке делать вместо одного из 15-ти минутных перерывов 30-ти минутный перерыв?

Судя по формулировке пункта 19 — да, должен.И таких расплывчатостей в 15-м Приказе много.Итак, мы перешли к рассмотрению последнего, третьего раздела Положения 15-го Приказа, который определяет Время Отдыха.Читаем четвёртый абзац пункта 25:25.

<.>На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.

Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.На первый взгляд этот пункт почти копирует соответствующее положение ЕСТР.Однако существенное отличие в том, что в ЕСТР не предусмотрена компенсация за сокращенные ежедневные периоды отдыха, то есть за «девятки», а по нашему закону такая компенсация полагается. То есть если на неделе будет три сокращённых ежедневных междусменных отдыха (по 9 часов вместо 11), то эти часы (11-9)*3=6 — эти 6 часов должны быть добавлены ко времени отдыха до конца следующей недели.Должны ли они быть к чему либо присоединены целиком — то ли к еженедельному отдыху, то ли к междусменному, или их можно разделить, или они могут «отдыхаться» отдельно — непонятно, и это ещё одна неопределённость.Читаем пункт 25 дальше:25.

<.>В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд.

В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.

<.>То есть как и ЕСТР, наш РТО тоже позволяет разбивать ежедневный отдых на части, но, опять же, со своими особенностями: частей может быть не только две, но и три, причём одна из них — не менее 8 часов, а всего «междусменный» отдых в этом случае должен быть увеличен до 12 часов.Тут могло бы возникнуть уже совершенно явное несоответствие: как это отдых может быть «междусменным», если он разбит на части внутри одной смены? Поэтому здесь нашим законотворцам пришлось таки (единственный раз!) прибегнуть к гораздо более понятной опоре на 24 часа, как это сделано в ЕСТР.И всё же неопределённость опять получилась: во первых не определено, от какого именно момента начинается или каким моментом заканчивается этот 24-х часовой отсчёт для распределения частей отдыха; а во-вторых, восьмичасовая часть отдыха может быть даже в начале смены (в отличие от ЕСТР, где её аналогу строго полагается второе место), что фактически допускает возможность сокращения междусменного отдыха до любого значения — хоть до часа (вместо 11 или 9).И завершается 25-й пункт допущением, касающимся скорее не времени отдыха, а времени вождения:25. <.>На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.Вроде бы полезный допуск, но тоже с нестыковками: как может наступить междусменный отдых, когда водитель ещё едет, то есть когда смена ещё не закончилась?

Ведь междусменный отдых у нас определяется именно окончанием смены, а не обратным отсчётом от конца 24-х часового периода как в ЕСТР?

То есть по данному абзацу получается, что водитель может продолжать управлять автомобилем закончив смену, то есть ехать уже как бы отдыхая и подыскивая парковку?И что вообще означает «вправе следовать» — вправе превышать 9-ти или 10-ти часовое время управления? Или «следовать» означает бросить автомобиль и идти до стоянки пешком?А за сколько времени до окончания смены водитель должен предусматривать место для стоянки?Да и вообще, зачем этот допуск, когда уже есть пункт 10, прочитаем его ещё раз:10.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.И наконец, читаем последний важный для нас пункт — 26-й:26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.Пункт вроде бы тоже похожий на ЕСТРовский, но на самом деле совершенно от него отличающийся.Самое главное отличие — у нас не определен максимальный промежуток между еженедельными отдыхами. Поэтому их можно поставить где угодно — в конце недели, в начале, в середине.И может получаться так, что на первой неделе еженедельный отдых в начале недели, а на второй — в конце, и в результате можно работать 10 дней подряд.Второе — у нас нет сокращённого 24-х часового варианта еженедельного периода отдыха.

То есть в любом случае этот отдых должен быть продолжительностью не менее 42-х часов.Третье — в ЕСТР ежедневный отдых может быть поглощён еженедельным, а по нашему — ежедневный стыкуется с еженедельным, то есть прибавляется к нему. Здесь кстати возникает тот же парадокс: если ежедневный междусменный отдых определяется окончанием и началом смены, то как можно присоединить к нему другой отдых, ведь в этом случае ежедневный междусменный отдых либо не начнётся, либо не закончится?Ну и четвёртое — не 45 часов, а 42 — опять же для согласования с Трудовым Кодексом.Итак, мы закончили рассмотрение Приложения к приказу Минтранса N 15, то есть

«Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

.С одной стороны — он жёстче ЕСТР, с другой — нечёткость и расплывчатость некоторых положений, а также отсутствие списка определений позволяют свободнее варьировать график работы.Но раз нет чёткости, то не получится построить понятную и простую схему ни для водителей, ни для предпринимателей, ни для контролёров на трассе.Можно порекомендовать лишь усреднённый график, который может выглядеть так:Первая часть «ежедневного рейсового периода» (назовём его так) — это ежедневная работа (смена) продолжительностью не более 12-ти рабочих часов, разделённая обеденными перерывами.В течение этой смены можно управлять автомобилем в сумме не более 9 часов (два раза в неделю допускается 10 часов).Управление должно прерываться 15-ти минутными перерывами, первый из которых — не более чем через 4 часа вождения, остальные — не более чем через каждые 2 часа вождения.

Вместо одного из таких перерывов или в другое время смены должен быть перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.Вторая часть «ежедневного рейсового периода» — это ежедневный (междусменный) отдых продолжительностью не менее 11 часов.Три раза в неделю допускается 9 часов.При использовании всего максимально возможного количества часов для вождения в день, таких «ежедневных рейсовых периодов» будет 10 за две недели.Важно обратить внимание вот на что:

  1. а во-вторых, все «послабления», как то — управление 2 раза в неделю по 10 часов или сокращённые междусменные отдыхи по 9 часов и прочие допуски — прописаны вовсе не для нормальной повседневной работы, а для учитывания случающихся дорожных ситуаций, из-за которых можно не уложиться в обычные нормы.
  2. во-первых, все эти нормы говорят о максимальном времени управления и минимальном времени отдыха, но при этом никто не запрещает ехать меньше или отдыхать больше;

В связи с этим есть повод задуматься о том, насколько же перевёрнуто сознание водителей, особенно дальнобойщиков!Если большинство нормальных людей хотят больше выходных и меньше работать, то водители всеми правдами и неправдами ищут возможностей увильнуть от отдыха и работать больше!Это — следствие порочной практики оплаты труда дальнобойщиков в зависимости от количества пройденных километров (а то и в процентах от стоимости перевозки!). И эта практика является корнем всех проблем перевозчиков, в том числе — нечестной конкуренции, низких ставок и высоких рисков!Среди аргументов приводимых противниками соблюдения РТО наиболее часто выдвигается следующий: в России нет инфраструктуры для соблюдения Режима Труда и Отдыха, а дорожная ситуация трудно предсказуема.С этим сложно не согласиться. Но ведь всё решаемо — с помощью правильных законов.

Для этого в наши нормы необходимо ввести пункт подобный Статье 9 ЕСТР под названием «Изъятия». Процитирую эту европейскую(!) норму:Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза.

Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке или на распечатке контрольного устройства или в своей ведомости не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.Вот так всё просто, понятно и по-человечески.Но наши законотворцы упорно не хотят вводить такое положение, и ставят вместо этого какие-то нелепые допуски, подобные разобранному нами выше в пункте 25, или тому, что сейчас ввели для физических лиц в ПДД (то есть ещё плюс 1 час управления).Видимо они считают, что все водители поголовно начнут ежедневно и постоянно превышать время управления, а затем писать на распечатке какие угодно причины.Но ведь это легко проверяется, а даже если и не проверить, то ведь совершенно ясно, что если перевозчик пользуется этим постоянно, то его надо привлекать к ответственности, а если раз-другой в месяц, то ничего страшного в этом нет при наших пробках, зимах и ремонтах.Кто-то скажет, что такая норма есть в 36-ом Приказе, но там сказано так:Приложение 3, п.12В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.И всё. И это не даёт водителю никаких прав.Возникает и такое предложение: а не перейти ли России на ЕСТР и на внутренних перевозках?Ведь европейские нормы отточены десятилетиями реальной эксплуатации, поэтому они проще, понятнее, а главное — не имеют расплывчатостей и неопределённостей как в нашем Положении 15-го Приказа.Но полностью перейти не получится хотя бы потому, что у нас теперь свои особенные национальные тахографы.А вот сами принципы установки норм режима труда и отдыха можно и нужно изменить на те, что используются в ЕСТР — например, междусменный принцип — на 24-х часовой, и так далее.7.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. <.>Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.9.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 <.> Положения.10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:а) время управления автомобилем;б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;е) время простоев не по вине водителя;ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.16.

Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17 <.> Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.

В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.24.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.<.>25.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 <.>, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.26.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. просмотров за сегодня, всего.

2 b5917113e7184559b99ff94fd0313986 article

ИСКЛЮЧЕНИЯ

При достижении предельного времени управления транспортным средством и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

  1. на 1 час – для организации перерыва;
  2. на 2 часа — для организации ежедневного отдыха.

Данные требования применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Документ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Режим отдыха

Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:

  • Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
  • Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
  • Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.

Обратите внимание!

При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+