Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Субсидия на поддержку сельского хозяйства ндс

Субсидия на поддержку сельского хозяйства ндс

Субсидия на поддержку сельского хозяйства ндс

Как быть при частичном субсидировании


Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты. Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 1 ООО «Альфа» в течение 1 квартала 2020 года приобрело материалы по субсидируемой деятельности на сумму 1200 тыс. руб., в т. ч. НДС — 200 тыс. руб.

Затем организация получила компенсацию из бюджета в сумме 600 тыс. руб. Доля субсидии в затратах на материалы составила 50% (600/1200).

Следовательно, и восстановить нужно 50% взятого к вычету НДС, т.е.

— 100 тыс. руб. При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз.

6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).

Пример 2 ООО «Альфа» в 2018 году произвело расходы по субсидируемой деятельности в сумме 2000 тыс.

руб., в т. ч.:

  1. расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.
  2. приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.

В январе 2020 года ООО «Альфа» получило субсидию в сумме 500 тыс. руб. Доля государственной помощи в общих затратах компании составила 25% (500/2000). Следовательно, нужно восстановить ¼ часть ранее начисленного НДС, т.е.

45 тыс. руб. (180 х 25%). В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование.

Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п.

2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ). Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией.

Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е.

с учетом всех расходов. Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал. Пример 3 ООО «Альфа» во 2 квартале 2020 года получило субсидию в сумме 375 тыс. руб. Раздельный учет не велся. Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2020 года составили 1500 тыс.
Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2020 года составили 1500 тыс.

руб., в т. ч.:

  1. не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.
  2. облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.

Субсидия составляет 25% от общих затрат компании (375/1500).

Поэтому ООО «Альфа» должно будет в 4 квартале 2020 года восстановить 25% от НДС, взятого к вычету за период пользования бюджетными деньгами: 160 х 25% = 40 тыс.

руб.

Сельхозпредприятию выделены средства бюджета

Для того чтобы поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей, из федерального бюджета им выделяют средства. Однако в Налоговом кодексе РФ отсутствуют четкие указания о том, как следует регулировать вопросы налогообложения сумм государственной поддержки.Финансисты ответили на ряд вопросов. В частности, они разъяснили, что полученные субсидии не включаются в облагаемую базу НДС.

О порядке отражения ситуации в учете и пойдет далее речь.Бухгалтерский учет субсидий.Для помощи сельскому хозяйству предусматривают средства в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ их перечисляет Минсельхоз России. А уже из региональных бюджетов субсидии поступают к сельскохозяйственным организациям.
А уже из региональных бюджетов субсидии поступают к сельскохозяйственным организациям. Причем помимо федерального, выделять субсидии могут областные и даже муниципальные бюджеты.

Цели, на которые могут быть предоставлены субсидии, также различны. Они могут быть направлены на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, на приобретение средств химизации или сельхозтехники и т.

д. Но в любом случае в бухгалтерском учете для отражения полученных сумм применяют правила, установленные .Согласно пункту 4 ПБУ 13/2000, бюджетные субсидии в целях бухгалтерского учета подразделяют на две группы:– средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств); – средства на финансирование текущих расходов.Поэтому, руководствуясь нормативными актами на выделение организации субсидий, бухгалтеру необходимо четко определить, на какие цели выделены денежные средства, являются ли эти цели определенными.на капитальные вложенияПунктом 7 ПБУ 13/2000 установлено, что бюджетные средства отражают в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.Далее бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов.

Такое списание делают на систематической основе – по мере начисления амортизации. Причем при вводе объекта в эксплуатацию сумму целевого финансирования учитывают уже в качестве доходов будущих периодов.

Такие правила установлены пунктами 8–9 ПБУ 13/2000.Пример 1Сельскохозяйственная организация получила из бюджета субсидию на приобретение сельхозтехники – 1 180 000 руб.

При ее покупке поставщик выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб.

(в том числе НДС – 180 000 руб.).

Срок полезного использования приобретенной технике установили 100 месяцев.Ситуацию отразили следующими записями:Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86 – 1 180 000 руб. – начислена задолженность по целевому финансированию на основании уведомления о выделении бюджетных ассигнований;Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» – 1 180 000 руб. – поступили средства на расчетный счет;Дебет 08 Кредит 60 – 1 000 000 руб.

(1 180 000 – 180 000) – принята сельскохозяйственная техника от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 180 000 руб. – отражена сумма «входного» НДС;Дебет 60 Кредит 51 – 1 180 000 руб. – перечислена поставщику стоимость техники за счет средств целевого финансирования;Дебет 01 Кредит 08 – 1 000 000 руб.

– введена в эксплуатацию приобретенная техника;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб.

– учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на покупку техники;Дебет 86 Кредит 98 – 180 000 руб.

– учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;Дебет 68 Кредит 19 – 180 000 руб. – произведен вычет «входного» НДС;Дебет 98 Кредит 91 – 180 000 руб.

– учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету.Ежемесячно по мере начисления амортизации делают следующие записи:Дебет 20 Кредит 02 – 10 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 мес.) – начислена амортизация;Дебет 98 Кредит 91 – 10 000 руб.

– учтены в составе прочих доходов доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.Обратите внимание: записи о зачислении сумм целевого финансирования в доходы будущих периодов на стоимость техники и сумму «входного» НДС мы показали отдельно. Дело в том, что эти суммы признают доходом в разное время и по разным основаниям.Мы рассмотрели записи для случая, когда организация получила субсидию на полную стоимость приобретаемой техники, включая и НДС.

Однако бывают ситуации, когда субсидию выделяют частично и уплату НДС поставщику не субсидируют. Тогда записи по дебету счета 86 и кредиту счета 98 на сумму уплаченного налога делать не нужно.При частичном субсидировании в аналитическом учете по каждому приобретенному объекту необходим раздельный учет.

То есть к инвентарной карточке по форме № ОС-6 нужно приложить бухгалтерскую справку, в которой указать, какая часть оплачена за счет собственных средств, а какая за счет государственной помощи.

Кроме этого к счету 02 для целей налогового учета следует выделить субсчета для сумм амортизации, начисленных на субсидированную часть основного средства и оплаченных за счет собственных средств.Отметим, что организации могут зафиксировать в учетной политике, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств. В этом случае начислять задолженность по целевому финансированию не нужно.

На фактически поступившую сумму сразу делают запись по дебету счета 51 и кредиту счета 86.на текущие расходыВ бухгалтерском учете бюджетные средства на финансирование текущих расходов подразделяют на следующие группы: – направленные на материальное обеспечение производства; – направленные на компенсацию уплаченных процентов по кредитам и затрат на страхование; – направленные на компенсацию потерь от стихийных бедствий.Для учета таких субсидий ПБУ 13/2000 предусмотрены правила, схожие с правилами учета средств, выделенных на капитальные вложения. Только доход признается не по мере начисления амортизации, а по мере признания расходов, которые покрываются за счет субсидий.Пример 2Организация получила бюджетные средства на приобретение дизельного топлива в сумме 1 180 000 руб. Поставщик топлива выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб.

(в том числе НДС –180 000 руб.). В учетной политике зафиксировано, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств.Бухгалтерские записи будут такими:Дебет 51 Кредит 86 – 1 180 000 руб.

– поступили средства финансирования на расчетный счет;Дебет 10 Кредит 60 – 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) – принято к учету топливо, полученное от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 180 000 руб. – учтен «входной» НДС;Дебет 60 Кредит 51 – 1 180 000 руб. – оплачена поставщику стоимость топлива;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб.

– оплачена поставщику стоимость топлива;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, израсходованные на покупку топлива;Дебет 86 Кредит 98 – 180 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;Дебет 68 Кредит 19 – 180 000 руб.

– произведен вычет «входного» НДС;Дебет 98 Кредит 91 – 180 000 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету;Дебет 20 Кредит 10 – 500 000 руб. – отпущена часть топлива для выполнения полевых работ;Дебет 98 Кредит 91 – 500 000 руб.

– признаны в составе прочих доходов текущего периода доходы будущих периодов в сумме израсходованного топлива.Учет субсидий при налогообложении прибылиПолученные сельхозорганизацией субсидии налогооблагаемый доход сельхозпредприятий не увеличивают.

Это следует из положений статьи 251 Налогового кодекса РФ. В пункте 2 этой статьи указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления.

А ведь к ним и относятся целевые поступления из бюджета.Не включают в доходы бюджетные субсидии и организации, перешедшие на уплату ЕСХН. Такая норма содержится в пункте 1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Подтвердили это и чиновники Минфина России в письме от .Отметим, что здесь должно выполняться условие о целевом предназначении таких средств.

То есть они должны быть использованы получателем строго на те цели, на которые выделены.Что касается учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий, то здесь ситуация несколько сложнее. Обратимся к подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

В нем сказано, что при исчислении налога на прибыль амортизация по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.По государственной помощи на текущие расходы такая прямая норма не установлена.Однако логично предположить, что и в этом случае расходы учитываться не должны. Ведь не учитывая в доходах сумму субсидий, но приняв произведенные за счет нее расходы, можно исказить налоговую базу.

Поэтому в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ указано, что получатели целевых поступлений из бюджета обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.Подтверждением этому служат пункт 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утвержден приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н) и письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г.

№ 03-03-04/4/178.А как быть с налогом на добавленную стоимость?Что касается налога на добавленную стоимость, здесь также возникает ряд вопросов. Ответим на них.Нужно ли включить полученные субсидии в налоговую базу по НДС?

Напомним, что объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ (ст.

146 Налогового кодекса РФ).Причем термин «реализация» понимается в том значении, которое содержится в статье 39 Налогового кодекса РФ. В рассматриваемом нами случае получение средств из бюджета никак не связано с реализацией бюджету каких-либо товаров. Нельзя применить и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 главного налогового документа.

Нельзя применить и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 главного налогового документа. Ведь в нем сказано о том, что налоговую базу следует увеличить на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

А организация получает средства (субсидию) не в результате реализации: организация бюджету ничего не продавала. Согласился с таким подходом и Минфин России в письме от 14 мая 2008 г.

№ 03-07-11/181.Можно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам за счет субсидий? По нашему мнению, организация имеет такое право.Глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не ставит применение вычетов в зависимость от источника средств, за счет которого приобретено имущество.

Правила применения вычетов установлены в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

Они сводятся к тому, что вычет правомерен, когда приобретенное имущество используется для облагаемых НДС операций, это имущество оприходовано и организация получила от поставщика правильно оформленный счет-фактуру.Когда сельхозорганизация приобретает имущество за счет субсидий, эти условия она выполняет. Тем более что при реализации выращенной продукции она предъявит покупателям соответствующие суммы НДС. Поэтому она имеет право на вычет НДС на общих основаниях.

Подтвердил такое право в подобной ситуации и Президиум ВАС РФ в постановлении от 4 сентября 2007 г. № 3266/07. Минфин России в письме № 03-07-11/181 тоже согласился с этим.Не всякая господдержка – целевое поступлениеНередко власти субъектов РФ организуют соревнования между хозяйствами. После подведения итогов победители в виде награды получают некоторые суммы.

Такие средства нельзя признать целевыми, поскольку нет расходов, компенсировать которые они должны. Для них применяют совершенно другие правила учета.

Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Восстановление НДС

Итак, одним из направлений использования субсидий выступает компенсация затрат налогоплательщика, работающего в субсидируемом виде деятельности.

За счет полученных бюджетных средств налогоплательщик может приобретать товары (работы, услуги), которые используются им в такой деятельности.

Естественно, возникает закономерный вопрос, вправе ли налогоплательщик воспользоваться налоговым вычетом по НДС при условии, что приобретенные им ресурсы оплачены за счет выделенных средств государственной поддержки. Отметим, что до 1.10.2011 глава 21 НК РФ не содержала прямого ответа на данный вопрос.

Не было единого мнения на этот счет даже среди контролирующих органов. Минфин России настаивал на том, что в случае оплаты приобретаемых ресурсов за счет получаемых бюджетных денег налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме «входного» налога, так как это ведет к повторному возмещению налога из бюджета.

В частности, именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 8.08.11 г. № 03-03-06/4/92. Налоговые органы в свою очередь допускали возможность применения вычета по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий (письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. № 19–11/120978).

Причем эту точку зрения поддерживали и арбитры, о чем свидетельствует, в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.11 г. по делу № А57-1934/2011. С 1 октября 2011 г. данный вопрос перестал быть актуальным, так как теперь п.п.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо закреплено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом прямо указано, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст.

264 НК РФ. Следовательно, с 1.10.2011 налогоплательщик, работающий в субсидируемом виде деятельности, при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате «ввозного» при ввозе товаров обязан восстановить НДС, ранее принятый им к вычету. Сделать это нужно в том налоговом периоде, в котором получены бюджетные средства.

В силу прямой нормы ст. 170 НК РФ восстановленный налог не включается в стоимость товаров (работ, услуг), а учитывается налогоплательщиком в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ.Обратите внимание! В п.п.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо указано, что налог восстанавливается в случае получения субсидий из федерального бюджета, поэтому если приобретаемые ресурсы оплачены за счет субсидий, полученных из регионального или местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно. Согласны с таким подходом и чиновники Минфина России, о чем свидетельствует письмо от 30.10.12 г. № 03-07-11/462. Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 24.12.15 г.

№ СА-4-7/22683@ со ссылкой на Определение ВС РФ от 19.11.15 г.

№ 310-КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета.

№ 310-КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Аналогичные выводы содержатся и в Определении ВС РФ от 21.01.16 г.

№ 310-КГ15-13228 по делу № А09-7805/2014. Напоминаем, что с 1.04.2012 налогоплательщики обязаны руководствоваться официальными формами документов по НДС и регламентами их заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.11 г. № 1137

«О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

(далее — Правила № 1137).

Как следует из п. 14 раздела II приложения № 5 к Правилам № 1137, при восстановлении НДС налогоплательщик, получивший субсидию, должен зарегистрировать в своей книге продаж счета-фактуры, на основании которых им ранее были приняты к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в субсидированном виде деятельности, приобретенные за счет полученных субсидий.Обратите внимание на то, что с 1.01.2014 плательщики НДС независимо от наличия статуса крупнейшего налогоплательщика или количества наемных работников отчитываются по НДС в электронной форме. На это указывает п. 5 ст. 174 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28.06.13 г.

№ 134-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

. Начиная с I квартала 2015 г. декларирование налога производится по форме, формату и в соответствии с Порядком, утвержденными приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@

«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»

.

Этим приказом утвержден и формат представления налоговой декларации в электронной форме.

НДС при субсидировании затрат на сельхозтехнику

Одна из основных задач господдержки в сфере развития сельского хозяйства – помочь агропредприятиям обновить объекты основных средств. Так, государство предоставляет субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельхозтехники.

О том, как быть в этом случае с «входным» НДС, поговорим в статье. Как правило, субсидии компенсируют лишь часть стоимости приобретаемого объекта.

Обычно это фиксированный процент от стоимости актива.

В расчет принимается стоимость имущества без учета НДС. Так, если хозяйство приобрело сельхозтехнику стоимостью 5 900 000 руб., в том числе НДС — 900 000 руб., то размер субсидии будет рассчитываться исходя из 5 000 000 руб. (5 900 000 — 900 000). Обычно для получения субсидии требуются платежные документы, подтверждающие оплату за объект поставщику.

То есть первоначально агропредприятие оплачивает сельхозтехнику за счет собственных средств.

И лишь потом часть затрат компенсируется из бюджета. А вся сумма НДС уплачивается сельхозорганизацией. Если речь идет о сельхозтехнике, то суммы налога весьма значительны.

О том, можно ли принять предъявленный поставщиком НДС к вычету в полном объеме, поговорим далее.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничения права на вычеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, если они оплачены с использованием бюджетных средств. Однако Минфин России считает, что при оплате НДС за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета на компенсацию расходов, налог к вычету не принимается. Поскольку это приведет к повторному возмещению НДС из бюджета.

В связи с этим суммы налога по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать (письмо от 15 февраля 2008 г. № 03-07-11/64). Что касается сумм налога на добавленную стоимость по материальным ценностям, оплаченным за счет бюджетов субъектов РФ, то данные суммы восстанавливать не нужно (письмо от 21 октября 2009 г.

№ 03-07-11/260). Если следовать разъяснениям финансистов, при получении средств из федерального бюджета, выделенных для частичной компенсации затрат, НДС следует восстановить лишь в части, оплаченной за счет бюджетных средств. Однако позиция чиновников не бесспорна.

Арбитры считают, что, поскольку налоговое законодательство не содержит прямого ограничения на применение вычетов НДС при субсидировании затрат, вычеты по налогу применяются в общем порядке.

То есть в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

Данный вывод следует из постановлений Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. № 13419/07, № 12611/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17 апреля 2009 г. № А28-10954/2008-451/21, ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июля 2009 г.

№ Ф04-2195/2009(10404-А81-41), ФАС Вол-го-Вятского округа от 5 апреля 2006 г. по делу № А82-11888/2005-37. При этом ФНС России в письме от 28 июля 2009 г.

№ 3-1-11/544@ разъясняет, что контролерам при вынесении решений по результатам проверок следует руководствоваться сложившейся арбитражной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями.

А суды в большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков.Важно запомнить Сельхозпредприятие получает субсидию после того, как фактически понесло расходы.

Как правило, затраты компенсируются со стоимости актива без учета НДС. Таким образом, НДС агропредприятие уплачивает за счет собственных средств. Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по принятию НДС к вычету при оплате ценностей за счет средств бюджета.

Поэтому налог к вычету можно принять в полной сумме.Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №1, январь 2011 г.

  1. , старший консультант по налогам и сборам ЗАО «НКГ 2К Аудит-Деловые консультации»

Источник: Журнал .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку.

У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей. Это легко © 2001–2020, Клерк.Ру. 18+

О применении НДС сельхозпроизводителями при получении субсидий из федерального бюджета

Дата публикации: 26.05.2014 16:53 (архив) Минфин России в письме от 11.02.2014 №03-07-11/5427 рассмотрел вопрос о порядке применении налога на добавленную стоимость сельхозпроизводителями при получении средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

На основании норм статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, принимаются к вычету в общеустановленном порядке в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в том числе, в случае если реализуемые товары (работы, услуги) оплачиваются за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета. В то же время необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в случае если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению. Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г.

№1431, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Таким образом, в случае оплаты работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозтоваропроизводителями, за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных в рамках вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в производстве и (или) реализации облагаемых налогом на добавленную стоимость работ (услуг), реализуемых сельхозтоваропроизводителями, восстановлению не подлежит. Что касается предоставления указанных субсидий на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), то в этом случае налог подлежит восстановлению в порядке, установленном вышеуказанным подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Поделиться:

О восстановлении налога.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст.

264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п.

14 Правил ведения книги продаж[4]). Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование. Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений).

Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС.

Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог.

Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним.

Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013[5] в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования. Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы.

В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп.

6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным.

В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

Понятие субсидии

Субсидии юридическим лицам (кроме государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (производителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Субсидии из бюджета предоставляются: – из федерального бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете; – из бюджета субъекта РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ; – из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.Возмещение затрат и убытков Зачастую убытки неизбежны в случае применения регулируемых цен.

Как указано в пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления.

Это в определенных ситуациях может относиться и к сфере сельского хозяйства.

Однако убытки в сельском хозяйстве могут возникнуть и по климатическим причинам – засуха, заморозки, наводнения, град…Начисление НДС В рассматриваемой ситуации платить налог на добавленную стоимость не нужно. Если бюджетные средства выделены на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов, работ, услуг или на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых или льготных цен, с полученных средств НДС не начисляется. Об этом же – в письмах Минфина России от 22 января 2013 г.

№ 03-07-11/09, от 22 марта 2011 г.

№ 03-07-11/65 и УФНС России по г.

Москве от 23 июня 2009 г. № 16-15/63905. Кроме того, этот подход был поддержан в определении ВАС РФ от 11 сентяб­­­ря 2009 г.

№ ВАС-11428/09. Однако есть проблемы с возмещением НДС.Вычет «входного» НДС Если налогоплательщик получает субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров, работ, услуг с учетом НДС, принятый к вычету налог придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Обратите внимание: речь идет исключительно о субсидиях из федерального бюджета.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров, работ, услуг, а учитываются в составе прочих расходов согласно статье 264 Налогового кодекса РФ. Налог восстанавливается в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии.

Из этого очевидно, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» НДС предъявить к вычету нельзя. При восстановлении НДС в книге продаж следует зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на восстановленную сумму.

Об этом говорится в пункте 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. При этом вносить изменения в книгу покупок не нужно. Правда, если субсидия получена из федерального бюджета без учета НДС, то обязанность восстанавливать налог, принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует (письмо Минфина России от 27 декабря 2011 г.

№ 03-07-11/347). Не нужно это делать и в случае, если субсидия получена не из федерального бюджета.Проблемная ситуация При трактовке норм Налогового кодекса РФ важны каждое слово, скобки и даже запятые.

У налогоплательщиков, не учитывающих эти тонкости, нередко возникают сложности при налоговых проверках.

Так, в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ используется термин «возмещение». Между тем существует еще и такое понятие, как «частичное возмещение». Поэтому из буквального прочтение данного подпункта следует, что на частичную компенсацию требование о восстановлении «входного» НДС не распространяется.

Для того чтобы у чиновников не было возможности просто отмахнуться от этого неудобного факта, приведем два любопытных судебных решения. И хотя они вынесены арбитрами с учетом норм, действовавших ранее, однако для конкретных вопросов, связанных с частичным возмещением затрат за счет субсидии, это роли не играет. Во-первых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г.

№ А65-18315/2010 судьи указали, что в статье 170 Налогового кодекса РФ отсутствует указание на обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму «входного» НДС по приобретенным материальным ценностям, стоимость которых впоследствии частично возмещена за счет субсидий из федерального бюджета.

Во-вторых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г.

№ А65-11184/2010 суд вынес решение, которое можно использовать даже сейчас.

Налогоплательщик купил удобрения за свой счет с учетом НДС. Затем он получил субсидию на частичную компенсацию данных затрат, причем в платежных документах на предоставление субсидии НДС не выделялся.

Перед налоговиками встала задача доказать, что эта частичная компенсация покрыла не только часть основной стоимости удобрений, но и часть «входного» налога.

Но суд это опроверг.Обычная покупка Если в рамках государственной программы бюджет что-то приобретает у налогоплательщиков, на наш взгляд, назвать это субсидией невозможно.

Тут и говорить не о чем. Но есть еще вариант, когда бюджет компенсирует разницу между полной ценой товара, работы и услуги и той регулируемой ценой, по которой эти товары, работы или услуги продавец вынужден отдавать покупателям. Как отличить субсидию на компенсацию затрат от данного вида субсидии? Для этого можно использовать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г.

№ 98. При получении бюджетных средств в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей налогоплательщик не приобретает какие-либо товары, работы, услуги, для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сам оказывает услуги. Данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению.

О расходовании указанных средств налогоплательщик не обязан отчитываться.

Таким образом, такая субсидия должна трактоваться как обычная выручка компании и, соответственно, облагаться НДС.

Однако если организация начисляет и уплачивает НДС с сумм, получаемых из бюджета в оплату его товаров, работ или услуг, то и суммы «входного» налога подлежат вычету в обычном порядке.Важно запомнить «Входной» НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидий из региональных и местных бюджетов, можно принять к вычету из бюджета. Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Мы не просим купить подписку.

У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей. Это легко © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

НДС с субсидий: что изменилось для сельхозпроизводителей после введения новых правил

02.04.2018 3032 Источник: В марте прошло заседание Общественного совета при Минсельзозе, на котором обсуждалась текущая ситуация с уплатой сельхозтоваропроизводителями НДС с любых получаемых от государства субсидий. Milknews выяснил, что изменилось после принятия последних правок в Налоговый Кодекс и почему отраслевикам теперь приходится брать на себя риски двойного налогообложения. С начала 2018 года действуют поправки в Налоговый кодекс, обязывающие сельхозтоваропроизводителей выплачивать НДС с субсидий, получаемых ими на возмещение затрат.

Теперь выплата НДС компаниями происходит вне зависимости от того, включает в себя субсидия налог или нет, государство все равно требует вернуть 18%.

Необходимость поправок, которые привели к такой ситуации, возникла из-за риска двойного возмещения НДС – раньше, если компания возмещала НДС за свои траты из бюджета, она могла получить субсидию на покрытие этих же расходов вместе с НДС. Получалось, что компания получала лишнюю сумму от государства.

До поправок в Налоговый Кодекс регулирование облагаемых и необлагаемых НДС субсидий осуществлялось просто – если субсидии изначально включают в себя налог, компании нужно было возвращать его государству, а если субсидия налог не включала, то и возвращать его не было необходимости. Теперь, даже если субсидия не включает в себя НДС, государство все равно требует его выплатить – получается, что сумма уменьшается пропорционально сумме налога – на 18%.

Поправки в Налоговый Кодекс, которые утвердили обязанность налогоплательщиков по восстановлению НДС при получении субсидий из любых госбюджетов, были введены Федеральным законом №401-ФЗ.

До июля 2017 года такая обязанность затрагивала только субсидии из Федерального бюджета.

С января 2018 года Федеральный закон №335-ФЗ обязывает возмещение налога даже в том случае, если субсидирование происходит без его учета.

После поправок риск двойного возмещения НДС компаниями сменяется риском двойного налогообложения, эти изменения — в первую очередь удар по тем производителям, которые изначально просили у государства субсидию без НДС. В агропромышленном комплексе налоги задействованы в нескольких видах господдержки – в субсидиях на повышение продуктивности в молочном производстве, в компенсации возмещения части затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, в несвязанной господдержке в растениеводстве, а также в субсидиях производителям сельхозтехники. Всего на господдержку сельского хозяйства в 2018 году выделено 242 млрд рублей.

Субсидии составляют существенную часть дохода от деятельности сельхозпроизводителей, рассказывает председатель общественного совета при Минсельхозе Сергей Королев: прибыль предприятий – это около 10% выручки, а до 70% этой прибыли формируется именно за счет господдержки.

Сама субсидия, как правило, меньше по размеру и лишь частично компенсирует затраты, отмечает он. Кроме того, по мнению Королева, проблемой является неожиданное внесение поправок – законопроекты не получали широкой публичной огласки.

Похожая ситуация уже происходила с налогом на движимое имущество – мы уже рассказывали о поправках в законодательство, в соответствии с которыми с начала 2018 года бизнес обязан платить налог в размере 1,1%, если регион, в котором он расположен, не сохраняет льготу.

В разговоре с Milknews Королев отметил, что маловероятно, что двойное возмещение НДС вообще возможно. “Прежде чем возместить НДС, налоговая инспекция проводит углубленную камеральную проверку организации, претендующей на возмещение.

Если во время проверки выявятся какие-либо недочеты или несоответствия, будет запрошено еще немалое количество документов и организация попадет под пристальное внимание налоговиков.

Сама процедура возмещения требует немало сил, времени и нервов сотрудников организации, поэтому к возмещению НДС из бюджета стараются прибегать как можно реже, предпочитая переносить вычеты по НДС на следующие периоды. При получении субсидии с НДС на уже понесенные затраты, организация показывает эти суммы в своей отчетности и также не может остаться незамеченной, поскольку отчетность в отношении НДС проверяется особенно тщательно”.

Эксперт подтверждает, что изменения действительно ведут к фактическому снижению размера субсидий. Теперь нужно восстанавливать НДС по всем покупкам, которые компенсирует субсидия, независимо от того, включен в субсидию налог или нет. Например, если раньше организация получала субсидию в размере 1 000 000 рублей на оборудование стоимостью 1 180 000 руб (из которых НДС составил 180 000 рублей и был принят к вычету), то восстанавливать НДС не приходилось.

Можно было обосновать, что затраты компенсированы без учета НДС.Теперь при получении субсидии в таком размере, организация должна будет восстановить НДС, что из 1 000 000 руб составляет 152 542 руб.

Т.е. фактический размер субсидии — 847 458 руб, что ниже примерно на 15% предыдущего уровня поддержки.

Дополнительно возникает проблема с учетом входящего и исходящего НДС. Ведь часто субсидия покрывает затраты лишь частично, причем затраты разного порядка, и выделить из всех сумм затрат часть НДС к восстановлению очень сложно. В таком случае организации будет проще восстановить НДС со всей суммы субсидий, что приведет к двойному налогообложению некоторых расходов.

Королев предполагает, что инициатива была задумана для того, чтобы исключить двойное возмещение НДС, хотя на его взгляд, при добросовестной работе налоговых органов это невозможно.

На его взгляд, нужно вносить новые правки в Налоговый Кодекс, чтобы не возникало ситуации, когда с полученных субсидий нужно уплачивать НДС. Во всяком случае, с таким предложением выступает отраслевое сообщество.

Как быстро такие правки будут внесены — пока сложно прогнозировать. Он надеется, что это будет сделано до летних каникул в Государственной думе. На заседании Общественного совета при Минсельхозе 19 марта уже обсуждались вопросы внесения изменений в налоговое законодательство в части, касающейся налогообложения при оказании господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основные отраслевые союзы инициировали коллективное обращение в Правительство с просьбой отменить изменения в Налоговый Кодекс, а также исключить необходимость восстанавливать налога при получении субсидий.

Письмо подписали Национальный плодоовощной союз, Союзроссахар, Союзмолоко и Национальная Мясная Ассоциация.

По итогам мероприятия было принято решение поддержать позицию союзов, озвученную в обращении, а также рекомендовать Минсельхозу обратиться в Правительство РФ с предложением отменить эти изменения в законодательстве и сохранить ранее действовавшую редакцию Налогового Кодекса. Поделиться

Бизнес жалуется на снижение субсидий на размер НДС

Сельхозпроизводителям придется побиться за сохранение прежних сумм субсидий /Евгений Разумный На уменьшение всех затратных субсидий на сумму НДС с 2018 г. пожаловались представители Минпромторга и Минсельхоза.

Поправки в Налоговый кодекс (НК), действующие с января 2018 г., обязывают предприятия выплачивать НДС с субсидий, полученных ими на возмещение затрат. То есть каждая субсидия или бюджетная инвестиция (деньги в обмен на долю государства в проекте) уменьшается на 18%, которые государство требует вернуть. Выдача субсидий регламентирована постановлениями правительства, объясняет старший юрист KPMG Андрей Грачев.

Некоторые уже изначально включают в себя НДС, а некоторые – нет, продолжает он, в первом случае компания раньше должна была вернуть НДС, но во втором – нет. Теперь, даже если субсидия прямо не включает НДС, государство все равно требует выплатить его. Получается, что сумму субсидий просто сокращают на ставку налога, жалуется сотрудник сельскохозяйственной компании.

Понадобились такие поправки из-за риска двойного возмещения НДС из бюджета. Раньше компания могла купить товары и услуги, возместить по ним НДС из бюджета, а затем получить субсидию на покрытие этих расходов вместе с НДС, объясняет Грачев, фактически бизнес получал лишние 18% от государства. Субсидию выдает профильное министерство, а возмещает НДС ФНС, продолжает он.

Теперь, если с субсидии выплачивается НДС, нет риска двойного возмещения. Но это удар по тем производителям, которые просили субсидию без НДС, отмечает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Не ясно, почему решили, что в субсидии заложен НДС, удивляется сотрудник сельскохозяйственной компании:

«Было бы проще, если бы государство изначально учитывало затраты, которые субсидирует, без НДС»

.

Ведомства могут начать выдавать все субсидии с учетом НДС, но нужно изменить нормативно-правовые акты, а главное – их отношение к налогам, с которыми они мало сталкиваются, говорит Грачев. Пока же предприятия будут принимать риски двойного налогообложения на себя.

Минсельхоз такие поправки не согласовывал, настаивает его представитель, и сейчас определяет, какие сельскохозяйственные субсидии могут подпадать под новые нормы НК, чтобы затем с расчетами сумм НДС, подлежащих восстановлению, обратиться в Минфин. Настаивает на отмене обязательного восстановления НДС при получении субсидии и общественный совет при Минсельхозе («Ведомости» ознакомились с протоколом заседания).

По некоторым мерам поддержки обсуждаем вопрос с Минфином и предлагаем решить проблему, скорректировав закон о бюджете, говорит представитель Минпромторга.

Минфин готов проанализировать все субсидии, которые предоставлялись на компенсацию расходов без НДС, сказал его представитель, а также обсуждать увеличение субсидий на размер НДС, который теперь нельзя принять к вычету или придется восстановить.

Но общей нормой в НК это не станет, предупреждает он: будет исследован каждый случай и принято решение об увеличении размера каждой отдельной субсидии или неувеличении.

Субсидии составляют существенную часть дохода от деятельности сельхозпроизводителей, рассказывает председатель общественного совета при Минсельхозе Сергей Королев: прибыль предприятий – это около 10% выручки, а до 70% этой прибыли формируется именно за счет господдержки. Сама субсидия, как правило, меньше по размеру и лишь частично компенсирует затраты, отмечает он. Всего на 2018 г. для сельского хозяйства из бюджета выделено субсидий на 242 млрд руб., следует из данных Минсельхоза.

НДС может быть заложен в нескольких видах поддержки, пояснил участник совещаний в Минсельхозе, это несвязанная поддержка в области растениеводства (в 2017 г. на нее направлено 11,3 млрд руб.), субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (8 млрд руб.), компенсация возмещения части затрат, понесенных во время строительства и модернизации объектов агропромышленного комплекса (16,2 млрд руб.). Это примерно 15% от всей господдержки 2017 г., подсчитали «Ведомости» по данным закона о бюджете на 2017 г.

и Минсельхоза. Еще 10 млрд руб. правительство выделило производителям сельхозтехники, 1,8 млрд из них нужно вернуть, говорит замдиректора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин: для отрасли это огромные деньги, обращаемся в ведомства, чтобы избежать двойного налогообложения.

Еще одна претензия производителей – неожиданное внесение поправок. Законопроект широкое публичное обсуждение не проходил, говорит Королев. Отрасль поставили перед фактом, согласен Максимкин.

Представитель Минфина не прокомментировал вопрос.

Это не редкость, замечает Андреев.

Например, Минфин обещал в конце 2017 г. отсрочку введения налога на движимое имущество, но неожиданно внес поправки, обязующие бизнес платить уже с 2018 г. налог в 1,1% в регионах, которые не сохранят льготу.

Неожиданно лишились возможности возмещать НДС с затрат, профинансированных из бюджета, концессионеры. Для них налоговые условия были ухудшены задним числом – параметры проектов рассчитывались с учетом возмещения налога, чтобы инвестор мог направить эти деньги на стройку, рассказывал «Ведомостям» банкир, занимающийся инфраструктурными проектами.

Обычно на то, чтобы подвести практику под нормы закона, уходит 3–4 года, говорит Андреев. Если Минфин не пойдет на уступки, выход – судиться за принятый к вычету НДС: как правило, налоговое законодательство апробируется именно в судах, считает он. В подготовке статьи участвовала Ирина Синицына Обсудить Подписаться на уведомления

В каком случае при получении субсидии нужно начислить НДС?

Согласно п.

1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, если субсидии, предоставленные бюджетом, являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, то НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом НДС, то данные суммы субсидий в налоговую базу по налогу не включаются.

Приведенные разъяснения касаются субсидий, предоставляемых как региональными (местными), так и федеральным бюджетами (письма ФНС РФ от 28.02.2013 № ЕД-19-3/26 (п.

1), Минфина РФ от 18.04.2013 № 03‑07‑11/13330, от 18.04.2013 № 03‑07‑11/13370, от 09.06.2011 № 03‑03‑06/1/337, от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313 (касается ситуации с предоставлением субсидий из федерального бюджета на приобретение средств химизации, дизельного топлива, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам)).

Нужно ли вести раздельный учет расходов при получении субсидий

Раздельный учет расходов вести нужно, если при предоставлении субсидии не определены конкретные товары, работы, услуги, имущественные права, ОС, НМА, на приобретение которых она выдается. В такой ситуации затраты, компенсированные субсидией, нужно учитывать отдельно от других затрат (п.

2.1 ст. 170 НК РФ).Раздельный учет необходим для того, чтобы в случае приобретения товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА за счет субсидий вы могли заявить к вычету «входной» или «ввозной» НДС по ним. Если вы не ведете такой учет, принятый к вычету НДС придется восстановить (пп.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+