Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Уголовное коррупционное правонарушение

Уголовное коррупционное правонарушение

Уголовное коррупционное правонарушение

Ответственность за коррупционные правонарушения


14.06.2019 Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  1. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  2. получение взятки (статья 290);
  3. нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  4. превышение должностных полномочий (статья 286);
  5. мошенничество (статья 159);
  6. дача взятки (статья 291);
  7. подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).
  8. посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  9. злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  10. незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  11. провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  12. коммерческий подкуп (статья 204);
  13. внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  14. присвоение или растрата (статья 160);
  15. служебный подлог (статья 292);

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  1. штраф;
  2. принудительные работы;
  3. лишение свободы на определенный срок.
  4. обязательные работы;
  5. ограничение свободы;
  6. исправительные работы;
  7. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Об ответственности за преступления коррупционной направленности 03 Августа 2016 Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Существуют следующие формы ответственности за коррупционные правонарушения и преступления:

  1. уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
  2. уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ). За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. обязательные работы;
  2. ограничение свободы;
  3. лишение свободы на определенный срок.
  4. штраф;
  5. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  6. принудительные работы;
  7. исправительные работы;

Административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФобАП) устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционного характера (в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.1 1, 13.14, 15.21, 19.28, 19 29 КРФобАП):

  1. незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.
  2. нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  3. разглашение информации с ограниченным доступом;
  4. мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты),
  5. нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  6. получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  7. использование служебной информации на рынке ценных бумаг;

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

  1. административный арест;
  2. административный штраф;
  3. дисквалификация.

Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица. В соответствии с действующим законодательством о вышеизложенном должно быть написано заявление о преступлении, которое представляет собой сообщение о совершенном, либо готовящемся противоправном деяни и, содержащее ходатайство заявителя о привлечении виновного к уголовной ответственности.

Законодательство не устанавливает каких-либо жестких требований к форме и содержанию заявлений граждан.

Однако такое заявление должно как минимум включать в себя указание на должностное лицо, которому оно адресовано, описание случившегося, ходатайство о привлечении виновного к уголовной ответственности и данные о заявителе. Если сообщение содержит информацию о преступлении, отнесенном федеральным законом к территориальной подследственности другого правоохранительного органа, то все имеющиеся материалы после регистрации направляются по подследственности. При этом на правоохранительный орган, в который поступило первичное сообщение, возлагается обязанность по принятию необходимых мер по предотвращению или пресечению преступления.

Обращаться с заявлением лучше лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных проверочных оперативных мероприятий. По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру района, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации , в региональное УВД либо УФСБ Ро Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения 1.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

25 декабря 2008 года N 273-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 , от 21.11.2011 , от 03.12.2012 , от 29.12.2012 , от 07.05.2013 , от 30.09.2013 , от 28.12.2013 , от 22.12.2014 , от 05.10.2015 , от 03.11.2015 , от 28.11.2015 , от 15.02.2016 , от 03.07.2016 , от 28.12.2016 , от 03.04.2017 , от 01.07.2017 , от 28.12.2017 , от 04.06.2018 , от 03.08.2018 , от 30.10.2018 ) Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; 2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3) нормативные правовые акты Российской Федерации: а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов); б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) муниципальные правовые акты; (п.

3 введен Федеральным от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решени дата создания: 14.06.2019 08:53, дата последнего изменения: 14.06.2019 08:55

Статья 8.

Классификация коррупционных правонарушений.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив 1. К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.2.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных соответствующими статьями гражданского кодекса государства, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями того же кодекса.

3. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность. Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими.

4. К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

К административным коррупционным правонарушениям, относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в кодексе государства об административных правонарушениях: — вмешательство в работу избирательной комиссии; — подкуп избирателей или участников референдума; — непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; — незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; — использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; — финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; — нецелевое использование бюджетных средств; — использование служебной информации на рынке ценных бумаг, а также в нормативных правовых актах субъектов государства, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения. 5. К коррупционным преступлениям в форме подкупа относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания уголовным кодексом государства: — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; — незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; — подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; — коммерческий подкуп; — организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений; — получение взятки; — дача взятки; — провокация взятки или коммерческого подкупа; — подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

6. К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, относятся следующие виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания уголовным кодексом государства: — невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; — мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; — присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения; — хищение предметов, имеющих особую ценность, в случаях совершения лицом соответствующего деяния путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения; — регистрация незаконных сделок с землей; — контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного; — злоупотребление полномочиями; — злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; — организация преступного сообщества при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в пункте 6 статьи 8 настоящего Закона; — хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; — хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; — хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; — злоупотребление должностными полномочиями; — превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; — присвоение полномочий должностного лица при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; — незаконное участие в предпринимательской деятельности; — служебный подлог. 7. К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, запрещенные статьями уголовного кодекса государства под угрозой наказания, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи. 8. Перечень перечисленных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи коррупционных преступлений является исчерпывающим и подлежит пересмотру в случае внесения изменений или дополнений в уголовный кодекс государства, затрагивающих сферу применения настоящего Закона.

Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка это:

Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

В настоящее время , сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем. Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения.

При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться.

Например, за общее покровительство по службе. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). По-сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ? Взяткой могут быть: Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ? Взяткой могут быть: Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок – систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя — взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ? Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции. Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП? Подкуп – взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие-150т.р.

ДАЧА ВЗЯТКИ Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА Взятка нередко дается и берется через посредников. Уголовным кодексом Российской Федерации посредники рассматриваются как пособники преступления.

Увольнение в связи с утратой доверия Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

пунктом 22 части 2 статьи 82 установлено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия. Частью 4 данной статьи определено, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; 2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; 3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности; 6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым ужесточена ответственность гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений. Помимо существовавших ранее таких мер дисциплинарного воздействия, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, за совершение коррупционных правонарушений на государственной службе, законодательно статьей 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ закреплено новое взыскание – увольнение в связи с утратой доверия. Данной статьей определены основания для увольнения государственного служащего с государственной службы, в связи с утратой доверия, к ним относятся: — непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; — непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; — вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений.

При несоблюдении гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей применяются взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

В целях предотвращения конфликта интересов, гражданскому служащему, владеющему ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций, рекомендовано передать их в доверительное управление. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

При этом для привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения установлен особый срок – не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, а не со дня совершения проступка, как при общем порядке привлечения к дисциплинарной ответственности. ВНИМАНИЕ! ВАС МОГУТ ПРОВОЦИРОВАТЬ НА ДАЧУ ВЗЯТКИ, ЕГО ПЕРЕДАЧУ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ КОМПРОМЕТАЦИИ!

Понятие и виды ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения

Стр 3 из 7 Юридическая ответственность представляет собой вид социальной ответственности и является одним из центральных институтов права достаточно широким по объему и содержанию.

В отличие от других видов ответственности, юридическая ответственность – ретроспективна, т.е.

связана с оценкой последствий прошлого, выступает как реакция на нарушение правовых предписаний. Этот вид ответственности устанавливает последствия ненадлежащего (неправомерного) поведения, нарушающего права и интересы других лиц. Применение юридической ответственности становится одним из способов защиты нарушенных прав и интересов.

Применение юридической ответственности становится одним из способов защиты нарушенных прав и интересов.

Важнейшая особенность этого способа состоит в применении мер ответственности с помощью государственного, в том числе судебного, принуждения, т.е.

с помощью публичной власти (уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц).

Это отличает его от самозащиты и других мер воздействия, применяемых к правонарушителям непосредственно управомоченными (потерпевшими) лицами. Поэтому юридическую ответственность нередко рассматривают как государственно-принудительное применение к правонарушителю любых неблагоприятных для него мер.[9] Научное сообщество не придерживается полного единства во взглядах понимания дифференциации юридической ответственности, соотношения различных ее видов в системе права.

Традиционно выделяются следующие виды юридической ответственности: Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, применяемой за совершение преступления, предусмотренного уголовным законом. Устанавливается исключительно нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и применяется только в судебном порядке.

Уголовная ответственность реализуется в виде: привлечения к уголовной ответственности; назначения наказания; исполнения наказания; судимости. Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков.

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Гражданско-правовая ответственность (имущественная) применяется за совершение гражданского правонарушения (причинение морального или имущественного вреда гражданам или организациям) и носит компенсационный характер. Она может выражаться в различных формах, предусмотренных гражданским законодательством (например, в форме возмещения убытков (ст.

15 ГК РФ), уплаты неустойки (ст. 330 ГК РФ), потери задатка (ст.

381 ГК РФ) и др. Дисциплинарная ответственность предусматривается за совершение дисциплинарных проступков.

Устанавливается нормами, регулирующими трудовые правоотношения. Такие нормы могут содержаться в Трудовом Кодексе Российской Федерации, правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях, уставах, правилах, положениях, адресованных специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим).

Также дифференцируют и другие виды ответственности (материальная, процессуальная), активно формируется институт конституционной ответственности, т.е. юридической ответственности, непосредственно установленной нормами Конституции Российской Федерации и другими источниками конституционного права. Выделение таких видов ответственности как налоговой, финансовой, таможенной, эколого-правовой в качестве отдельных видов скорее условно, так как данные виды юридической ответственности представляют комплекс средств, наиболее применяемых в соответствующих сферах правового регулирования гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Дифференциация юридической ответственности представляет разработку законодателем и закрепление на уровне закона такого разнообразия мер правового характера, которое в наибольшей степени способствует определению пределов ответственности, разнообразию видов правонарушений, различным правовым последствиям их совершения и характеристике лиц, совершивших указанные правонарушения[10]. В Российской Федерации правовую основу ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения составляет ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции»), которая устанавливает, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Данная норма считается общей.

Правовые и организационные основы ответственности за коррупционные правонарушения юридических лиц заложены ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее – Конвенция ООН против коррупции)[11], которая является комплексным универсальным международным договором, направленным на недопущение развития и распространения коррупции во всех сферах жизнедеятельности.

Статья 26 Конвенции ООН против коррупции предусматривает, что государство – участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях коррупционной направленности.

Ответственность юридических лиц за такие преступления, согласно положениям Конвенции может носить уголовный, гражданский или административный характер при условии соблюдения правовых принципов государства – участника. В Конвенции не указывается на то, какой вид ответственности для юридических лиц предпочтителен.
В Конвенции не указывается на то, какой вид ответственности для юридических лиц предпочтителен. Кроме этого, согласно ст. 18 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию[12] каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с названной Конвенцией и совершенных в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица, которое занимает ведущую должность в юридическом лице.

Также касается вопроса привлечения к ответственности юридических лиц за дачу взятки иностранному государственному должностному лицу Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[13] (далее – Конвенция ОЭСР).

В силу ст. 2 данной Конвенции каждая Сторона согласно своим правовым принципам принимает необходимые меры, предусматривающие ответственность юридических лиц за подкуп иностранного должностного лица. Если в соответствии с правовой системой государства уголовная ответственность к юридическим лицам неприменима, то это государство должно обеспечить применение эффективного и соразмерного неуголовного наказания, носящего сдерживающее воздействие, за подкуп иностранных должностных лиц, включая финансовые санкции (п. 2 ст. 3). На сегодняшний день в Российской Федерации установлена административная и гражданско-правовая ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, бывшего государственного или муниципального служащего и другие административные коррупционные правонарушения.

Ряд приказов и распоряжений Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлен на совершенствование работы прокуроров по привлечению к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Так, согласно Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 209

«Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции»

, прокурорам надлежит безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности, в том числе о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Кроме того, по результатам анализа работы органов прокуратуры, Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлено Указание от 28 августа 2012 г.

№ 288/86

«О совершенствовании работы по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления»

. Анализ имеющихся на сегодняшний день статистических данных по рассматриваемому вопросу показывает, что деятельность прокуроров по привлечению к административной ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления, активизирована.

В 2012 г. судами рассмотрено дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

19.28 КоАП РФ в 1,5 раза больше чем в 2011 г. (108 и 68 соответственно). За год в 2,2 раза увеличилось и число лиц, привлеченных к административной ответственности по указанной статье.

Так, в 2011 г. к ответственности привлечено лишь 27 юридических лиц (39,7% от рассмотренных судами), а в 2012 г. – уже 60 юридических лиц (55,5% от рассмотренных судами). Однако также очевидно, что принимаемые на сегодняшний день меры нельзя признать достаточно эффективными.

Суммы штрафов, наложенных на привлеченных к ответственности юридических лиц, существенно снизились. Если в 2011 г. на 27 юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 81 409 500 руб., то в 2012 г. 60 юридических лиц оштрафованы на общую сумму 69 388 000 руб.

Так, в 2011 году средняя сумма штрафа, наложенного на одно юридическое лицо, составляла примерно три миллиона рублей, а в 2012 г. эта сумма составляла немного более одного миллиона.

Взысканные же суммы вообще минимальны. В 2011 г. взыскано всего 7,3% от общей суммы штрафов, наложенных на юридических лиц по ст. 19.28 КоАП, в 2012 – 8,6%.[14] Данная тенденция в правоприменительной деятельности не способствует сдерживающему воздействию норм антикоррупционного законодательства в отношении юридических лиц, совершающих коррупционные правонарушения.

Как свидетельствует практика, современное состояние административной ответственности юридических лиц, от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления, характеризуется недостаточно эффективным уровнем функционирования специально сформированного административно-правового механизма противодействия противоправным действиям подобного вида.

Это влечет за собой объективную потребность в дальнейшем совершенствовании правоприменительной практики в указанной сфере, а также материальных и процессуальных норм административного законодательства. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов Российской Федерации (далее соответственно – ГПК РФ и АПК РФ) позволяют привлекать юридических лиц за коррупционные правонарушения к гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой оптимальное средство реагирования на совершенное коррупционное правонарушение, поскольку для применения гражданской («имущественной») ответственности не требуется проводить четкую грань по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов Российской Федерации (далее соответственно – ГПК РФ и АПК РФ) позволяют привлекать юридических лиц за коррупционные правонарушения к гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой оптимальное средство реагирования на совершенное коррупционное правонарушение, поскольку для применения гражданской («имущественной») ответственности не требуется проводить четкую грань по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате коррупционных преступлений, совершенных от имени или в интересах юридических лиц – важная антикоррупционная мера.

Как указывалось ранее, правовую основу гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате коррупционных преступлений, совершенных от имени или в интересах юридических лиц, в целом составляет Федеральный закон «О противодействии коррупции», в ст.

14 которого предусмотрена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения. Однако в данной норме не приводится конкретных мер ответственности, а лишь указывается на возможность их применения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку указанная норма носит общий характер, она на практике самостоятельно не применяется.

Не выделяет такого специального основания как гражданско-правовая ответственность юридических лиц за вред, причиненный в результате коррупционного правонарушения, и ГК РФ.

Это означает, что гражданско-правовая ответственность юридического лица за коррупционные правонарушения подчиняется общим правилам об ответственности (недействительности сделки, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения и т.д.). Сама сделка, основанная на коррупционном акте, может признаваться недействительной, но опять-таки на общих основаниях. Вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений дискуссионен.

Ряд российских ученых считают, что существующие меры ответственности достаточным для профилактики преступлений, совершаемых юридическими лицами, а применение мер административной и гражданско-правовой ответственности в отношении них достигает поставленных целей.

По их мнению, введение уголовной ответственности юридических лиц будет противоречить базовым принципам российского уголовного права в частности принципу личной виновной уголовной ответственности (М.И.

Бажанов, Л.Д. Ермакова, П.П. Иванцов, Н.Е.

Крылова, Н.Ф. Кузнецова и др.). Другие авторы (А.В. Наумов, C.Г.

Келина, Б.В. Волженкин, Э.Н. Жевлаков, А.П.

Козлов), наоборот, считают введение института уголовной ответственности юридических лиц в отечественную систему права обоснованным и предлагают различные концепции такого института[15]. Сторонники введения уголовной ответственности юридических лиц аргументируют необходимость этого в основном тем, что как правило, штрафные санкции, применяемые на сегодняшний день к организациям на основе административного и гражданского законодательства, не адекватны размеру ущерба, причиняемого преступлениями, совершенными от имени юридических лиц, ее членом (группой лиц) или представителями. Особенно это актуально для экологических, экономических и коррупционных преступлений.

Кроме этого, в качестве доводов, приводимых в защиту идеи уголовной корпоративной ответственности, сторонниками нововведения приводится ряд положений.

В их числе упоминается следующее: трудности в установлении конкретных лиц, виновных в совершении преступления, связанные, во-первых, со сложной структурой управления предприятием, во-вторых, особенностью самого преступления, которое в большинстве случаев носит длящийся характер.

Также введение уголовной ответственности юридических лиц должно, по мнению криминалистов, разделяющих эту идею, способствовать скорейшему восстановлению нарушенной преступлением социальной справедливости.[16] Активным сторонником введения института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц выступает Следственный Комитет Российской Федерации (далее – СК РФ), которым был подготовлен соответствующий законопроект. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, СК РФ предлагает реализовать подход, при котором юридическое лицо, не рассматривается в качестве субъекта преступления, однако в случае причастности к преступлению, совершенному физическим лицом, будет подвергаться мерам уголовно-правового воздействия.[17] Данный проект, на наш взгляд, обоснованно критикуется ведущими учеными-правоведами. Так, Н.А. Егорова отмечает, что проект документа имеет серьезные недостатки содержательного и юридико-технического плана[18].

По ее мнению принятие такого законопроекта может привести к санкционированному уголовным законом разорению организаций, представляющих малый и средний бизнес (в результате применения таких мер, как штраф, лишение лицензии, лишение права заниматься определенным видом деятельности).

Во-вторых, к появлению дополнительного инструмента рейдерства.

В итоге «борьба с корпоративной преступностью» юридических лиц, провозглашенная в качестве одной из целей законопроекта в пояснительной записке к нему, вызовет последствия, масштабы и тяжесть которых непредсказуемы[19]. Надо сказать, что вопрос об уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления рассматривался в ходе оценки Российской Федерации экспертами Группы стран против коррупции (GRECO).

В ходе третьего раунда оценки невыполненными признаны всего две рекомендации, одна из которых связана с установлением ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Можно отметить, что уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления предусмотрена законодательством многих государств.
Можно отметить, что уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления предусмотрена законодательством многих государств. В их числе Австралия (с 2001 г), Англия, Бельгия, Венгрия, Дания (с 1998 г.), Израиль (с 1998 г.), Ирландия, Исландия, Канада (с 1997 г.), КНР (с 1997 г.), Нидерланды, Норвегия ( с 1991 г.), Польша (с 2002 г.), Румыния, Словения, США (с 1995 г.), Финляндия (с 1995 г.), Франция (с 1992 г.), Швейцария (с 2003 г.) и др.

Так, во Франции был принят закон № 2007-1598 «О борьбе с коррупцией», которым была введена уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления. Уголовный Кодекс Франции предусматривает уголовную ответственность как физических, так и юридических лиц за предоставление какого-либо вознаграждения лицу, не являющемуся должностным лицом, представителем власти и не выполняющему задание органа государственной власти, но занимающему руководящую должность в какой-либо негосударственной организации или юридическом лице, за совершение или воздержание от совершения действий в нарушение закона либо своих профессиональных или договорных обязательств.

За это деяние предусмотрено наказание в виде пяти лет лишения свободы со штрафом в 75 тыс. евро. При этом максимальный размер штрафа для юридических лиц во Франции равен пятикратному размеру штрафа для физических лиц.

Если в статье не указан размер штрафа, то он считается равным 1 млн евро[20]. Размер штрафа, назначаемый юридическому лицу по УК Франции, минимум в пять раз превышает размер штрафа налагаемого на юридическое лицо за совершение коррупционных правонарушений в России. В Австралии юридическое лицо, виновное в даче взятки должностному лицу, несет ответственность в виде штрафа в размере 100 тыс.

условных единиц, или трехкратного размера незаконно полученной выгоды в результате дачи взятки, или в размере 10% от своего годового оборота в соответствии с уголовным законодательством страны. В США, где также предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, в 2008 г.

на компанию «Сименс» (Германия) были наложены штрафы в размере 800 млн долл. В 2010 г. к ответственности привлекались компании БАЕ (Великобритания) — 400 млн долл.; Снампрогетти/Ени (Нидерланды/Италия) – 365 млн долл.; Технип (Франция) – 338 млн долл.; Даймлер (Германия) 2010 г.

– 185 млн долл.[21] В законодательстве Великобритании в 2010 г. появилась интересная новелла.

Законом о взяточничестве (2010 г.) введена норма об ответственности коммерческих организаций за ненадлежащую организацию своей деятельности, приведшую к взяточничеству. На настоящий момент в законодательстве Великобритании содержится норма об ответственности юридических лиц за непредотвращение взяточничества, совершенного от имени компаний лицами, связанными с ними (менеджерами, работниками, агентами, посредниками, консультантами и иными лицами).

Эта норма повлекла за собой необходимость разработки на правительственном уровне разъяснений по ее применению. Одним из таких актов стало изданное Министерством юстиции Великобритании Руководство по мерам воздействия, которые могут применяться компаниями с целью предотвращения взяточничества в отношении связанных с ними лиц.

Этот документ рекомендует компаниям проводить проверку бизнес-партнеров на причастность к коррупционным правонарушениям; внедрять внутрикорпоративные процедуры предотвращения коррупции; принимать обязательные к исполнению инструкции о действиях сотрудников в случаях шантажа или вымогательства со стороны чиновников и конкурентов[22]. Вопрос введения уголовной ответственности юридических лиц для государства имеет значение еще и в связи с вопросами международной правовой помощи по уголовным делам о коррупционных правонарушениях. Коррупция давно стала международной проблемой, представляющей опасность для мирового сообщества в целом, что порождает заинтересованность различных государств противодействовать этому явлению общими усилиями.

Согласно ст. 25 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию государства в максимально возможной степени сотрудничают друг с другом в проведении расследований и разбирательств, касающихся уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с указанной Конвенцией.

Статья 26 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию предусматривает, что государства обеспечивают незамедлительную обработку запросов, полученных от органов, которые в силу своего внутреннего права могут проводить расследования или судебное разбирательство по уголовным делам в связи с правонарушениями, признанными в качестве таковых в соответствии с названной Конвенцией. При этом рассматриваются и вопросы, связанные с банковской тайной.

Так как коррупционные правонарушения, совершенные юридическими лицами, не признаются уголовными преступлениями в Российской Федерации, на практике возникают сложности в решении вопросов международной правовой помощи в ходе их административного расследования, что затрудняет правовые возможности компетентных органов в противодействии данному явлению. Таким образом, введение в Российской Федерации института уголовной ответственности юридических лиц в перспективе не исключено. Однако для этого потребуются дальнейшие теоретические разработки данной проблемы.

В целом, на сегодняшний день представляется, что институты административной и гражданско-правовой ответственности юридических лиц можно рассматривать как гарантию защиты государства и общества от противоправной коррупционной деятельности такого рода организаций. Повышения эффективности применения законодательства в этом направлении возможно достичь посредством активного применения прокурорами положений административного и гражданского законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности юридических лиц от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления. Дата добавления: 2020-07-17; просмотров: 292;3

Коммерческий подкуп

Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения.

Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности. В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст.

204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы.

Это максимальные значения ответственности. Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

Допускается ли законодательством применение мер ответственности за одно и тоже коррупционное правонарушение одновременно к юридическому лицу и физическому лицу?

Стр 36 из 43 · Не допускается · Допускается при условии, что юридическое лицо и физическое лицо привлекаются к одному и тому же виду ответственности · Допускается при условии, что юридическое лицо и физическое лицо привлекаются к административной ответственности 581.

Применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации за коррупционное правонарушение, к иностранному юридическому лицу: · Не допускается · Допускается в независимости от места совершения коррупционного правонарушения · Допускается в случае совершения коррупционного правонарушения на территории Российской Федерации · Допускается в случае, если руководителем иностранного юридического лица является гражданин Российской Федерации Что НЕ является основным принципом Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460? · Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации · Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» · Выделение бюджетных средств на организацию профилактики коррупционных правонарушений · Уделение основного внимания уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления 583.

Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции: · Следственного комитета Российской Федерации · Федерайльной Службы безопасности Российской Федерации · Счетной палаты Российской Федерации · Генеральной прокуратуры Российской Федерации 584. В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации предметом взятки могут являться: · деньги · имущество · ценные бумаги · все вышеперечисленное 585.

В соответствии с российским законодательством не могут быть квалифицированы как получение взятки следующие ситуации: · получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений · за совершение должностным лицом действий по службе имущество передается, не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, при этом должностное лицо, его родные или близкие извлекают из этого имущественную выгоду · получение должностным лицом вознаграждения до совершения им действий по службе в пользу лица, передавшего вознаграждение · получение должностным лицом вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе 586. Гражданин, совершивший коррупционное правонарушение, может быть лишен права занимать определенные должности государственной службы: · по решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов · по решению представителя нанимателя государственного органа, где гражданин замещал должность государственной службы · при включении гражданина в реестр граждан, совершивших коррупционные правонарушения · по решению Президента Российской Федерации · по решению суда Государственный служащий замещает должность в федеральном агентстве, а также работает по совместительству в техническом институте. Федеральное агентство планирует осуществить государственную закупку услуг по осуществлению научно-исследовательских работ.

В силу своих должностных обязанностей государственный служащий должен принять участие в разработке технического задания на эту работу. Ему известно, что технический институт заинтересован в выполнении работ по планируемому государственному заказу и собирается принять участие в конкурсе.

В данной ситуации: · имеется конфликт интересов, поскольку в случае победы в конкурсе технического института увеличится рабочая нагрузка государственного служащего в техническом институте, а это в свою очередь может повлиять на качество и объем выполнения должностных обязанностей по месту прохождения государственной службы в федеральном агентстве · имеется конфликт интересов, поскольку государственный служащий может повлиять на содержание технического задания и обеспечить преимущество организации, от которой получает доход · конфликт интересов отсутствует, поскольку нет информации, свидетельствующей о возможности извлечения материальной выгоды от принятого решения государственным служащим или членами его семьи · конфликт интересов отсутствует, поскольку по сравнению с остальными потенциальными участниками конкурса технический институт может выполнить работы наиболее качественно и по разумной цене · конфликт интересов отсутствует, поскольку не имеется обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий намерен злоупотребить своим должностным положением Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота». Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее. В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

: · конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению · конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего · имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией В 2011 году гражданин поступил на государственную гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира.

Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры – 4 млн. рублей. · гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн.

рублей · гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей · гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн.

рублей · гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в территориальном органе федеральной службы.

В 2009 году супруг А. был назначен на должность руководителя этого территориального органа. По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации: · конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя · конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов · поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А.

и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы · конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником Гражданская служащая К.

замещает должность в Федеральной службе по охране окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации: · законодательство о государственной гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего · законодательство о государственной гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К.

известно о ее работе по совместительству и факт работы К.

по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя · имеет место нарушение законодательства о государственной гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды · имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды 592.

В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+