Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - За счет уточнения границ

За счет уточнения границ

За счет уточнения границ

Уточнение границ земельных участков: обязанность или осознанная необходимость?

На сегодняшний день подавляющее большинство населения сельской местности проживает в домах усадебного типа либо в жилых домах, предназначенных для проживания нескольких семей. И в первом и во втором случаях придомовая территория используется собственниками для подсобного хозяйства: возведения хозяйственных построек, содержания домашних животных, выращивания овощей.

Как правило, возникновение прав у таких граждан на земельные участки происходило в начале 90-х годов, посредством выдачи свидетельств на право на землю, в которых содержался схематический чертеж границ земельного участка. Позднее до конца октября 2001г. выделение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляли администрации соответствующих поселений.

Такие земельные участки отнесены законом к ранее учтенным, а права на них являются ранее возникшими.

Все чаще и чаще последнее время в средствах массовой информации появляется информация об установлении или необходимости установления границ таких участков. На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года, требование об обязательном уточнении границ не распространяется.
На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года, требование об обязательном уточнении границ не распространяется.

Другими словами, для собственников таких земельных участков не установлена обязанность проведения межевания и внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) до какой-либо определенной даты.

Однако справедливости ради стоит отметить, что тема установления границ используемых участков заслуживает сегодня должного внимания и вот почему. Первая причина, это, конечно же, несовершенство проведённых измерений, выполненных в отношении земельного участка.

В самом начале земельной реформы основными измерительными устройствами на местности были сажень и рулетка, позднее — теодолит.

Не случайно у многих сельчан в документах на право собственности участка содержится условное описание границ участка без детальной привязки к местности. И такое отсутствие точно определенных границ является одной из основных причин большинства конфликтов между владельцами смежных участков. Обозначить границы участка по силам лишь современным методам измерений: с помощью спутниковой навигации или аэрокосмической съемки.

Современная техника позволяет определять местоположение на местности с точностью до сантиметра!

Вторым действенным аргументом в пользу установления границ на местности может служить и тот факт, что в реальности площадь участка может оказаться больше или меньше площади, указанной в свидетельстве на землю, а размер земельного налога, как известно зависит, в том числе и от размера участка. И если в первом случае заинтересованным лицом является муниципальное образование, в границах которого расположен участок, то во втором случае интерес по проведению межевания возникает у землепользователя (землевладельца).

Кроме того, использование земельной площади, выходящей за границы участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, санкция которой для физических лиц предусматривает уплату штрафа от 5 до 10 тысяч рублей, а если кадастровая стоимость захваченного участка определена, то размер штрафа уже составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что при совершении сделки по продаже жилого дома с земельным участком, продавец рискует столкнуться с проблемой, когда покупатель или кредитная организация, предоставляющая денежные средства на приобретение недвижимости захотят увидеть реальные границы участка на местности. Возникает вполне резонный вопрос, а как узнать,имеет ли участок границы на местности?

Вариант первый: по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте.

Ссылка на нее есть на главной странице официального сайта Росреестра — pkk5.rosreestr.ru.

Если там обозначены границы вашего земельного участка, это значит, что они установлены, и межевания не требуется. Еще один вариант — запросить выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.

Если границы установлены, то она будет содержать план земельного участка.

Если же их нет, то в выписке в графе «Особые отметки» будет указано: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Итак, если границы участка на местности не установлены, а у титульного владельца появилось твердое намерение их уточнить, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий. Уточнение границ земельного участка осуществляется посредством проведения кадастровых работ лицом, имеющим на это право — кадастровым инженером.

Уточнение границ земельного участка осуществляется посредством проведения кадастровых работ лицом, имеющим на это право — кадастровым инженером.

При заключении договора подряда на проведение кадастровых работ с данным специалистом, необходимо обращать внимание на действительность его квалификационного аттестата и на то, что кадастровый инженер является членом саморегулируемой организации.

Под рукой должен быть документ о правах на участок: свидетельство о праве собственности на земельный участок. Также это могут быть постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения и прочее.

Не забудьте про документ, удостоверяющий личность — паспорт, а в необходимых случаях позаботьтесь о доверенности на представителя (если от вашего имени будет действовать представитель).

Кадастровые работы по уточнению границ выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно следующий комплекс работ: — сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков; — подготовку межевого плана, который должен соответствовать заданию на межевание; — обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием); — выезд на место и определение границ участка на местности.

Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника.

При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями; — геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков; — точное определение площади земельного участка; — чертеж земельного участка со всеми его границами. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Заявление и необходимые документы можно представить в Управление Росреестра по Ульяновской области одним из следующих способов: — через центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра); — почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; — в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра. И в заключении хотелось бы сказать, что срок осуществления учетных действий не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема Управлением Росреестра по Ульяновской области заявления и необходимых документов, а проведенный кадастровый учет удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Начальник Межмуниципального отдела по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области Ю.А. Сальников Опубликовано в журнале «Недвижимость Ульяновска» от 22 мая 2018г. №5 (310)

Порядок и необходимость уточнения местоположения границ земельных участков

Значительную долю содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков составляют «ранее учтенные» земельные участки, документы на которые выдавались до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Сведения о таких земельных участках внесены на основании правоустанавливающих или правоподтверждающих документов с декларативной площадью и не содержат информации о прохождении их границ на местности. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства границах земельного участка может повлечь сложность при доказательстве местоположения существующей границы, в случае возникновения споров и тяжб о границе с соседями. Если у гражданина имеется земельный участок, которому уже присвоен кадастровый номер, при этом границы такого земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах точек границ), то гражданин вправе осуществить процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации (сведения обо всех кадастровых инженерах размещены на официальном сайте Росреестра) и заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, включающий объем, результат выполняемой подрядчиком работы, а также условия оплаты. После проведения всех работ будет подготовлен межевой план, содержащий все необходимые сведения для внесения в реестр недвижимости.

При этом необходимо знать, что при установлении (уточнении) границ земельного участка проводится обязательная процедура их согласования с правообладателями соседних земельных участков, а также со всеми правообладателями уточняемого земельного участка. Готовый межевой план должен содержать сведения о проведении согласования границ земельного участка в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, за которые расписываются правообладатели соседних участков.

Готовый межевой план должен содержать сведения о проведении согласования границ земельного участка в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, за которые расписываются правообладатели соседних участков. Процедура согласования границ проводится по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке. Если согласование границ будет проводится через собрание, то заинтересованным лицам за 30 дней до проведения собрания направляются извещения о проведении собрания, либо такое извещение опубликовывается в печатном издании, являющимся официальным для соответствующего района, на территории которого расположен уточняемый земельный участок.

При проведении согласования границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности). После того, как кадастровые работы и согласование местоположения границ проведены, межевой план подготовлен, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учетных действий. Внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка (или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением (согласно установленной форме) в любой близлежащий офис МФЦ, с приложением правоподтверждающего документа и межевого плана в электронном виде (на диске).

Градостроительное межевание

При составлении градостроительного плана населенного пункта, власти проводят градостроительное межевание.Имеющаяся земля делится сначала на кадастровые кварталы (каждый квартал объединен общим видом разрешенного использования земли), а кадастровые кварталы делятся на обособленные участки.Согласно пункту 10 от 2015 года именного градостроительное межевание является основной для проведения уточнения границ земельного участка.

Поэтапный порядок действий

Процедура установления точных границ земельного участка обычно проходит в несколько этапов.

  • На основании проведенных работ требуется переоформление документов в кадастровой службе. Все изменения должны быть внесены в кадастровый паспорт.
  • При наличии согласия всех владельцев кадастровый инженер проводит работы по изменению границ путем переноса уже имеющихся межевых знаков или установки новых для уточнения рельефа местности и формы участка.
  • Происходит оформление документации, в которой указываются новые уточненные границы.
  • Кадастровый инженер на местности проводит геодезические работы с использованием специальных инструментов и приспособлений. Он определяет координаты поворотных точек, решает о вопрос о правильности уже имеющихся установленных межевых знаках или о необходимости их переноса. С результатами своей работы кадастровый специалист знакомит владельцев смежных участков. При их согласии составляется Акт согласования. Если кто-то из соседей имеет возражение, то это также заносится в документ.
  • Начальный этап характеризуется подготовительными работами, связанными с поиском организации, которая занимается геодезической деятельностью и имеет лицензию на ее проведение. Потребуется написать заявление от имени владельца с указанием причины обращения. Далее проводится сбор собственником участка нужных документов, список которых обычно предоставляют кадастровые работники. Они изучают документацию и определяют предстоящий план мероприятий по уточнению границ. Владелец заключает договор о проведении уточняющих межевых работ на его участке. Требуется также оповестить всех владельцев смежных земель о предстоящих действиях.

Уточнение границ может проводиться с увеличением площади за счет объединения нескольких участков, присоединения свободной территории или разрешения спорных ситуаций между соседями.

Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  1. Желание собственника и соседних владельцев. Соседи могут быть против, если присоединение свободной земли будет мешать им, например, при подъезде к своему участку.
  2. Наличие свободных земель, прилегающих к данному наделу. Эти земли могут находиться в муниципальной или федеральной собственности, или быть неучтенными. В первом случае необходимо получить разрешение властей на присоединение земель к своему участку.
  3. Присоединяемый земельный надел должен быть той же категории разрешенного использования.

Уточнение границ с уменьшением территории земельного надела встречается гораздо реже. Это происходит обычно в результате разрешения споров между соседями или при ошибочном разграничении земли кадастровой службой.

Согласно статье 42.8 ФЗ № 221 уменьшить участок нельзя более, чем на 10% от его площади, заявленной в ЕГРН. При несогласии дело направляется в суд.

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка

ПИСЬМОот 27 апреля 2017 года N ОГ-Д23-4928 Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с , утвержденным (далее — ), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с (с 1 января 2017 г.

«О кадастровой деятельности», далее — ).Согласно части 7 (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.Исходя из комплексного анализа положений части 3 , части 4 , частей 7, 9 (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);- при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.При этом не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.Согласно части 8 (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в , утвержденных (далее — , утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием ), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.При этом в случае отсутствия указанных в части 9 (в редакции до 1 января 2017 г.) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.В данном случае согласно в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план ().Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (, , )., утверждены .Согласно местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в , в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном , должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.Согласно предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном , не проводится.Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана ().Согласование местоположения границ согласно проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);- пожизненного наследуемого владения;- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Согласно (далее — ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном ;органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 случаях;органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 случаях;органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 случаях.В соответствии с (далее — ) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ruпо состоянию на 06.07.2017

Об уточнении местоположения границ земельного участка

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ). Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Согласно ст.39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременного являющейся границей другого земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен сроком более чем пять лет).

По общему правилу исходя из положений , Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным: -при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей; -если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием. Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком — объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка — объекта кадастровых работ. Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: — при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; — в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); — в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); — при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Уточнение границ земельного участка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В случае изменения границ земельного участка в решении должны содержаться, в частности, сведения об уточнении границ земельного участка и ваше право на обращение с заявлением о кадастровом учете без доверенности от имени уполномоченного органа. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Исправление кадастровой ошибки

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  1. Выявлено наложение участков по краям.
  2. Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
  3. Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
  4. Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  5. Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  6. Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины.

Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке. Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку.

В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет. Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд. © 2020 zakon-dostupno.ru

    Похожие записи

Уточнение границ ранее учтенных земельных участков

Требования современного законодательства в сфере недвижимости сопряжены с необходимостью государственного учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе с точки зрения актуализации сведений о характеристиках объекта недвижимости.

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» установлены правила ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), включающего в себя всю необходимую и достоверную информацию о земле и прочно связанных с ней объектов недвижимости.

Одной из важнейших нерешенных проблем на современном этапе развития земельно-имущественных отношений является отсутствие информации в ЕГРН о границах ранее учтенных земельных участков, которые предоставлялись гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом о частной собственности на землю, принятым в 90-е годы. То есть межевание указанных земельных участков не было проведено.

В настоящее время нет необходимости в обязательном порядке уточнять границы земельных участков. Отсутствие сведений о границах ранее учтенных земельных участков не влечет ограничение прав собственников земельных участков в плане владения, пользования и распоряжения ими, и не влечет приостановление государственной регистрации прав или перехода прав на земельный участок. Уточнение границ земельных участков осуществляются по усмотрению правообладателей земельных участков.

Тем не менее, существуют проблемы, с которыми владелец или собственник такого земельного участка рано или поздно может столкнуться.

Например, возникновение земельных споров с соседями, связанных с пересечением границ уточняемого земельного участка со смежными землепользователями.

Данные споры, как правило, разрешаются в судебном порядке, что вызывает необходимость финансовых затрат на квалифицированного юриста, способного отстоять интересы в суде, а также затрат на проведение судебной землеустроительной экспертизы, по результатам которой будет вынесено соответствующее решение суда.

Данные споры, как правило, разрешаются в судебном порядке, что вызывает необходимость финансовых затрат на квалифицированного юриста, способного отстоять интересы в суде, а также затрат на проведение судебной землеустроительной экспертизы, по результатам которой будет вынесено соответствующее решение суда. Самым неприятным может оказаться, что при уточнении границ земельного участка, вновь возведенное строение пересекает границы данного земельного участка, либо не соблюдены отступы от границ земельного участка, установленные действующим законодательством. Данное обстоятельство может послужить основанием для возникновения судебного спора, в результате которого данное строение необходимо будет снести.

Таким образом, чтобы избежать судебных споров о границах принадлежащего земельного участка, с соседними землепользователями, начать возведение объектов капитального строительства на принадлежащих земельных участках, а также оформить права на уже созданные объекты капитального строительства, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о границах земельных участков (как правило, это ранее учтенные земельные участки), рекомендуем провести кадастровые работы в отношении принадлежащего земельного участка с целью внесения в ЕГРН актуальных сведений о границах земельного участка. Чтобы узнать, имеются ли сведения о границах земельного участка, достаточно заказать выписку из ЕГРН в офисе МФЦ или на сайте Росреестра. В случае отсутствия таких сведений, в выписке будет указано, что границы не установлены в соответствии с действующим законодательством.

На публичной кадастровой карте, которую можно найти на сайте Росреестра, земельные участки с отсутствующими границами не отображаются. В случае принятия решения об уточнении границ земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, в результате которых будет подготовлен соответствующий межевой план земельного участка.

Следующим этапом необходимо подать заявление о внесении изменений в сведения ЕГРН через МФЦ или путем подачи заявления и документов через электронные сервисы Росреестра. Отметим также, что за процедуру внесения сведений в ЕГРН о границах земельного участка, государственная пошлина не платится.

Сроки

В законодательстве указаны точные сроки выполнения указанных работ – пятнадцать рабочих дней.

Но это только в одном случае – вы собрали полный пакет требуемых документов. В противном случае указанный срок будет увеличен по вашей же вине.Также на сроки выполнения работ влияет постановка вашего участка на кадастровый учет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+